Скромное обаяние язычества

Jan 07, 2013 20:08


Долго болели все, меняя болезнь на болезнь, и добрые люди принесли ... подшивку журналов "Заговоры, обереги, гадания":




Настроение, они, конечно, подняли и повеселили.
Но после первого номера - не поверите - зачитавшись.
И знаете, от чего не могу оторваться? От разных заговоров-наговоров.

Помните, у Пушкина:
"Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".
Очаровала поэтика и поэзия, красота, образность чисто языческих заговоров, которые неизменно заканчиваются "Во имя Отца, Сына и Святого Духа", даже если обращены к домовому (!) и если это приворот:

«Батюшка домовой, призови моего мужа домой. Зови его на порог: утром, днем и в вечерок, в черную ночь лунную, в черную ночь безлунную. Пошли ты за ним девять ветров, девять вихров. Как этот порог всегда на своем месте стоит, сохнет и трещит, так бы и мой муж передо мной стоял, трещал, верещал, сох. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Наш народ может совместить все: и Святую Троицу, и домового, и покойника, и порчу:

«Как нет того покойника, кого поминали, так нет на тебе той порчи, которую насылали. Аминь».

Не знаю почему, но особенно за душу берут обращения к природе, разговор с ней, которую народ одушевляет.
Может быть, потому что я очень люблю русскую народную песню, а именно эта целомудренная чистота и поэзия отличает ее от любой другой.

Вспомните: "Ах ты, зимушка-зима", "У зари-то у зореньки", "Соловьем залётным", "Тонкая рябина"... бесконечный список, каждый добавит сюда свою песню. И вот эти заговоры (что старые, дожившие до нашего времени, что "новоделы", подчинены природы, дышат этой самой народной поэзией, народной душой.

Ну каким еще может быть заговор на мужскую силу?

«Месяц гуляет, сила прибывает, месяц нарастает, и сила нарастает, месяц по воде под моей рукой ходит, а ко мне сила приходит. Ключи на рогах, а сила в ногах. На ныне, на вечно, на бесконечно».

А женскую?

«Как весь мир в зеркало глядится, на свое отражение любуется, так бы на меня парни любовались, со мной миловались и целовались да наперебой свататься ко мне рвались. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

А вот заговоры на богатство.
И везде - обращение к силам природы. Это - не христианство. Это - не православие, даже если "Во имя Отца и Сына и Святого Духа". Это - язычество:

«Земелька-землица, росяная водица, на зорьке посажу. На зорьке прополю, чтоб взошли мои цветики. Чтоб раскрылись мои ясочки, чтоб цвели - не отцветали, горели - не догорали! Слово мое едино, слово мое нерушимо, цветикам цвесть. Аминь».

«Месяц молодик, рога твои златые, ты по небу гуляешь, звезды считаешь. День ото дня растешь и прибываешь. Так бы и деньги мои росли, прибылвали и всегда и в моем роду, и в кармане бывали. Слово мое крепко, дело мое цепко. Аминем зарекаю, Аминем замыкаю. Дух вечно свят, а я всегда богат».

Иногда кажется, что монотеистические религии (в т.ч. и христианство) иссушило этот исток народной поэзии, лирики,  оставив ее только в песнях и в заговорах-оберегах-присловьях. В фольклоре, одним словом:

«Замок запираю, у воров разум отнимаю. Ключ при мне, а мой дом при добре. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

«Как ты, трава будешь расти, родишь сама себя и свое семя, так мне дай денег бремя. Слово. Дело. Замок. Аминь».

Есть, правда, и прямые обращения к Христу и Богородице и другим библейским персонажам, которые, по идее, в таком случае должны считаться молитвой. Но это не молитва, несмотря на все атрибуты. Это то ли православное язычество, то ли языческое православие. Но как же красиво, поэтично.

Кстати, именно "христианские" заговоры почему-то исключительно о деньгах и материальном.
Не о вечном, одним словом:

«Како звезд на небе не счесть, како зерен пшеницы в поле не съесть, тако бы и я, раба Божья, в злате и серебре. Исуса Христа, выручай, приснодево Марие, привечай. Аминь».

«Кто навстречу идет? Христос! Что он несет? Деньги! Как эта квашня растет и прибывает, так с божьей помощью и добро прибывай!

«Как верно, что Иуда на осине повесился, и сколько листьев падает к моим ногам, так пусть же денег у меня будет так же много и насколько же верно!»

Наверное, неполиткорректную мыслю сейчас скажу, но  зачем нужно было придумывать специальный язык богослужения и молитв, который почти никто не понимает? Зачем вообще нужно было брать что-то чужое (кто придумал, что христианство - исконно русская религия?) и выкинуть свое, считать его (родное, русское!) ересью...

Ведь, если называть вещи своими именами мы отказались от русского языка, от своей культуры, от своей души уже тогда - тысячу лет назад, заменив ее на пусть и близкий по духу, но инородный греческий суррогат и искусственный язык.

Ведь вот эти безыскусные заговоры-молитвы гораздо более поэтичны, близки и понятны.
И до сих пор, несмотря на тысячелетнее гонение и искоренение, удивительно живучи в народном сознании.

Ну и заместо эпилога - еще три заговора, особенно близких злобному атеисту.
Один из них - мой. Отгадавшему - приз.

1) «Горит свеча ярко да звонко, горит долго да ровно, прожигает свеча мою бедноту да худобу, сжигает свеча мою черноту и злоботу. Гори свеча, да мне помогай! Аминь».

2) «Ты водичка моя чистая, ты водичка моя быстрая, смой с меня всю черноту и злость мою, унеси ее в ил глубокий! Умой меня, как святая вода! Аминь».

3) «Водица-сестрица, как ты течешь чиста да бела, так бы и я, молода, была чиста да бела. А как в море-окияне воды много, так бы и у меня было денег много».

лирическое, культура, язычество, поэзия, православие

Previous post Next post
Up