Самая короткая роль Царева

Dec 26, 2012 11:21

В период своего сильного увлечения Михаилом Царевым - актером, выдающимся чтецом, многолетним директором Малого театра, мне удалось собрать все (за исключением одного, похоже, несохранившегося) фильмы с его участием.
С 1933 («Гроза») по 1987 («Продление рода»).

Но если «Продление рода» - самая странная роль Царева (об этом будет одна из следующих серий), то «Гобсек» - самая короткая. Правда, меня периодически мучают сомнения - Царев ли это? Но больше подумать не на кого, так что будем исходить из предположения, что - Царев.

Вообще «Гобсек» - одна из лучших, если не лучшая, экранизация Бальзака.
Блестящий актерский состав!

Мхатовец Леонид Леонидов (Гобсек), популярнейший тогда В. Абдулов, Г. Сергеева, и молодая поросль Малого театра, которым при жизни суждено было стать великими.

ГОГОЛЕВА:




Интересная история связана с этим кадром.
По сюжету - в постели умершего она лихорадочно ищет спрятанные важные документы.

В своих воспоминаниях Гоголева писала, что, когда начались съемки, (это была ее первая кинороль), она ужасно волновалась и начисто забыла, где же действительно спрятан документ, который ей нужно "найти".

И когда последовала команда «Мотор», она уже безо всякой игры, практически в полуобморочном состоянии стала лихорадочно искать эту бумажку. Сцена была снята с первого дубля!

МИХАИЛ САДОВСКИЙ - предпоследний из великой актерской династии:




В его фильмотеке «Маскарад», «Крейсер Варяг», «Горе от ума», много киноспектаклей.
Очень люблю его в «Перед заходом солнца» Гауптмана. Роль маленькая, но - образец высшей актерской игры старой школы. В двух или трех минутах экранного времени - цельный, законченный образ аристократа, хозяина, человека, привыкшего к власти, но - Аристократа. С большой буквы.

Но вернемся к «Гобсеку».
Великолепно, блестяще подобрана режиссером и сыграна пара парижской «блестящей молодежи»!
Порода, аристократия, цвет высшего света!
Блестящая молодежь, но уже вставшая на путь порока.

А вот и самая короткая роль Царева в кино - старого нищего шарманщика, подбирающего брошенную в пыль монетку.
Занимает на экране столько же времени, сколько на этой картинке.
Ровно один кадр, который мне с трудом удалось тормознуть:




Здесь ему 33 года, но образ и грим вполне удачны - не догадаешься.
Вообще, думаю, что Царева взяли на роль не для поддержания «компании» Малого, а, скажем так, по сердечной привязанности Царева французской классике.

Мало кто настолько глубоко и тонко, как Царев, знал, чувствовал и понимал французскую литературу, костюм, нравы, манеры, быт и все связанное с той эпохой. Сказалась и школа Мейерхольда - одна из блестящих, по мнению очевидцев, ролей Царева в «Даме с камелиями». Ведь в работе над пьесой он работал и как переводчик, и почти как соавтор и постановщик. В архивах сохранилось очень интересное письмо об этой его работе.

В общем, попадание его в этот фильм не удивительно.
Удивителен метраж роли.

О которой мало кто слышал и догадывался, правда?
Но даже если у вас аллергия на классику, обязательно посмотрите этот фильм!
Вот увидите - аллергия пройдет (хотя бы на время).

Еще о М. Цареве:
Убей его!
Александр Блок. Аудиопоэзия
Скучные размышления на ночь. "Горе от ума".
Скучные размышления на ночь. «Медный всадник»

литература, культура, МХАТ, Михаил ЦАРЕВ, кино, Малый театр, актёры

Previous post Next post
Up