В период своего сильного увлечения Михаилом Царевым - актером, выдающимся чтецом, многолетним директором Малого театра, мне удалось собрать все (за исключением одного, похоже, несохранившегося) фильмы с его участием.
С 1933 («Гроза») по 1987 («Продление рода»).
Но если «Продление рода» - самая странная роль Царева (об этом будет одна из следующих серий), то «Гобсек» - самая короткая. Правда, меня периодически мучают сомнения - Царев ли это? Но больше подумать не на кого, так что будем исходить из предположения, что - Царев.
Вообще «Гобсек» - одна из лучших, если не лучшая, экранизация Бальзака.
Блестящий актерский состав!
Мхатовец Леонид Леонидов (Гобсек), популярнейший тогда В. Абдулов, Г. Сергеева, и молодая поросль Малого театра, которым при жизни суждено было стать великими.
ГОГОЛЕВА:
Интересная история связана с этим кадром.
По сюжету - в постели умершего она лихорадочно ищет спрятанные важные документы.
В своих воспоминаниях Гоголева писала, что, когда начались съемки, (это была ее первая кинороль), она ужасно волновалась и начисто забыла, где же действительно спрятан документ, который ей нужно "найти".
И когда последовала команда «Мотор», она уже безо всякой игры, практически в полуобморочном состоянии стала лихорадочно искать эту бумажку. Сцена была снята с первого дубля!
МИХАИЛ САДОВСКИЙ - предпоследний из великой актерской династии:
В его фильмотеке «Маскарад», «Крейсер Варяг», «Горе от ума», много киноспектаклей.
Очень люблю его в «Перед заходом солнца» Гауптмана. Роль маленькая, но - образец высшей актерской игры старой школы. В двух или трех минутах экранного времени - цельный, законченный образ аристократа, хозяина, человека, привыкшего к власти, но - Аристократа. С большой буквы.
Но вернемся к «Гобсеку».
Великолепно, блестяще подобрана режиссером и сыграна пара парижской «блестящей молодежи»!
Порода, аристократия, цвет высшего света!
Блестящая молодежь, но уже вставшая на путь порока.
А вот и самая короткая роль Царева в кино - старого нищего шарманщика, подбирающего брошенную в пыль монетку.
Занимает на экране столько же времени, сколько на этой картинке.
Ровно один кадр, который мне с трудом удалось тормознуть:
Здесь ему 33 года, но образ и грим вполне удачны - не догадаешься.
Вообще, думаю, что Царева взяли на роль не для поддержания «компании» Малого, а, скажем так, по сердечной привязанности Царева французской классике.
Мало кто настолько глубоко и тонко, как Царев, знал, чувствовал и понимал французскую литературу, костюм, нравы, манеры, быт и все связанное с той эпохой. Сказалась и школа Мейерхольда - одна из блестящих, по мнению очевидцев, ролей Царева в «Даме с камелиями». Ведь в работе над пьесой он работал и как переводчик, и почти как соавтор и постановщик. В архивах сохранилось очень интересное
письмо об этой его работе.
В общем, попадание его в этот фильм не удивительно.
Удивителен метраж роли.
О которой мало кто слышал и догадывался, правда?
Но даже если у вас аллергия на классику, обязательно посмотрите этот фильм!
Вот увидите - аллергия пройдет (хотя бы на время).
Еще о М. Цареве:
Убей его! Александр Блок. Аудиопоэзия Скучные размышления на ночь. "Горе от ума".
Скучные размышления на ночь. «Медный всадник»