Непопулярное. Эпистолярно-театральное

Dec 30, 2011 15:20

Кто еще помнит, какой жанр назывался "эпистолярным наследием"?
Верно - письма, послания, переписка...

С появлением телефона жанр стал потихоньку отмирать, а после появления мобильных свелся к SMS-кам (создав новый, самостоятельный жанр). С распространением интернета письмо как жанр умерло окончательно. А ведь какие письма были! Я всегда начинаю читать любое ПСС именно с писем - в них весь человек - его речь, привычки, вкус, интеллект, культура.

Итак, в память годовщины постановки одного из самых громких и "откровенных" советских спектаклей (начало работы  - декабрь 1933 г.), Вашему вниманию предлагается еще одно письмо, тем более интереснейшее и ценное, что описывает одну из последних работ В. МЕЙЕРХОЛЬДА, расстрелянного через несколько лет после нескольких очень нашумевших, но совершенно "неправильных" спектаклей.

Письмо одного из моих любимых актеров,одного из лучших наших чтецов Михаила ЦАРЕВА, тогда еще совсем молодого, но прославившегося именно в роли молодого любовника Армана в "Даме с камелиями":



Эх, сколько бы сюда можно было бы написать - целую книгу! И о спектакле, и о том, что Царев как переводчик был один из соавторов русского текста пьсы, и о том, какие приемы и мизансцены он использовал всю оставшуюся жизнь, научившись у Мастера,  и о последующей трагической развязке, и о судьбах и роли того же Царева с Ильинским, и других актеров в трагедии...  Но формат ЖЖ не позволяет, а книгу вряд ли заценят...

Просто почитайте. Так уже не пишут. Просто не умеют.

31 марта 1934 г.
"Успех превзошел мои ожидания.

Вы представляете, какая ответственность лежала и на этом спектакле в целом и на мне, впервые показавшемся перед москвичами в таком откровенном виде. Волнений была масса. 18-го на генеральной и 19-го на закрытой премьере, д а и на последующих спектаклях (билеты достать невозможно, барышники работают вовсю по баснословным ценам) публика, что называется, "аховая", и большинство враги, конечно.

Спектакль разорвался как бомба. В Художественном театре, у вахтанговцев - переполох. Актеры ходят по нескольку раз. ОБщее признание - что лучший спектакль сезона. Но дело не в этом, конечно. Первый раз после долгого времени Мейерхольд оставил пьесу как она есть, за малыми исключениями (кстати, только помогающими спекталю) и подал ее с исключительным вкусом, точностью стиля, разнообразием mise en scene и со всей пышностью театральности.

Наряду с этим во всех театрах буднично, серо и веет скукой. У нас зритель сидит с напряженным вниманием с 7.30 до 12.30. У правительства тоже успех. Только пресса не знает, как себя вести. Как? Помилуйте - "Дама с камелиями"? У Мейерхольда! И забавнее всего, что люди, которые раньше бранили его за то, что он якобы коверкает пьесы, теперь кричат: "Да, но ведь это же не Мейерхольд! Где же новаторство, смелость, разбитие канонов и т.д." Конечно, этим спектаклем он опять утер всем нос. Меня все поздравляют с большой победой..."

(Письмо к О.М. Чайке - ЦГАЛИ, ф. 307)

В коллекцию любителей актерского эпистолярного жанра:
Три письма двух легенд
Два письма Пашенной Южину

литература, культура, Михаил ЦАРЕВ, Малый театр, актёры

Previous post Next post
Up