Я прочитала книгу “Великая ложь. Теория любви: мифы и реальность” Б.Шипова.
Безотносительно к фактологическому содержанию, книга заостряет наше внимание на следующем факте - беллетристики о “любви” много, а научной литературы крайне мало. А та, что есть, отличается игнорированием фактов, эмоциями вместо фактов и даже неспособностью внятно
(
Read more... )
Reply
Одно дело указывать на устарелость приведённой литературы по происхождению семьи. И совсем другое дело - приравнивать к Новосёлову.
Вот простой пример:
( ... )
Reply
Ок, приступим.
Пункт 1.
беллетристики о “любви” много, а научной литературы крайне мало
В приведённых мною ссылках, особенно в лекции по биохимии, всё пестрит ссылками. Может быть автор просто мало нашёл?
Пункт 2.
Наблюдение: любовь в “эпосе” появляется только после закрепления патриархального брака.
Даже если не учитывать уже упомянутый вами Ветхий Завет, то я всё равно не согласен. Письменность начинается с патриархального брака. Не учитывать такой факт по меньшей мере странно, иначе я могу сказать что люди научились, простите за выражение, гадить начиная с античности. А что - у нас нет никаких литературных данных о том, как испражнялись до письменности.
Полезным в этой книге я могу назвать прочёсывание литературы перед написанием этих комментариев, благодаря которому я стал знать больше. За это спасибо конечно можно сказать.
Reply
Ссылками по биохимии?
> Даже если не учитывать уже упомянутый вами Ветхий Завет, то я всё равно не согласен.
А что его не учитывать? Давайте (раз уж Вам угодно на Вы) учитывать. Я утверждаю, что в Ветхом Завете любви нет. Приведёте примеры обратного?
> Письменность начинается с патриархального брака. Не учитывать такой факт по меньшей мере странно, иначе я могу сказать что люди научились, простите за выражение, гадить начиная с античности. А что - у нас нет никаких литературных данных о том, как испражнялись до письменности.
Глупая претензия. Патриархат с более ранними отношениями автор сравнивает, основываясь на журналах этнографов. Это и правильно, и позволяет обойти сложность с письменностью.
Я же, говоря о памятниках, предлагала сравнивать эллинистические памятники с более древними. О каком отсутствии письменности тут речь? Иероглифы, клинопись, микенская письменность - это всё выдумки?
Reply
Относительно же клинописи и прочей демотики - Вопрос в масштабах и знаниях. Я вот не отличаюсь хорошим знанием ни месопотамского, ни египетского эпоса даже в переводе(хотя припоминаю что-то о жене, которая оплакивала убитого мужа, а потом собирала его из кусочков кстати), и гарантировать отсутствие там любовного эпоса не могу.
С другими языками ещё хуже. От микенских остались в основном "налоговые декларации" и списки царей. Но не сохранившийся любовный эпос ещё не означает его отсутствие.
Reply
Справедливо. Хорошо. В повествовательной части Ветхого Завета любви нет.
Впрочем я, как уже говорилось, к сожалению не Энгельс: не исключено, что в греческом эпосе любовь только в описательной части. А в повествовательной - вариации на тему "О, Аякс! Не поканчивай с собой. Конечно, ты вырезал всю мою семью, прежде чем взять меня в плен, но ты нужен мне. Ибо без тебя меня кто-нибудь прибьёт на чужбине или сама подомру от голода". Это, типа, вольный пересказ Софокла.
> Я вот не отличаюсь хорошим знанием ни месопотамского, ни египетского эпоса даже в переводе
Так вот я и говорю, что если автор заявляет, что первые упоминания любви в появились в Древней Греции, значит надо привести анализ памятников более древних цивилизаций как доказательство.
Reply
"Песнь песней" она - никак не про то, что вы подумали, а про любовь б-га к своему избранному народу (в христ.варианте - христа к церкви).
Reply
Церковную интерпретацию я знаю, однако - это иносказание, в котором на примере любви к женщине описывается любовь бога. А если любовь к женщине является доступной метафорой, значит с понятием были точно знакомы.
Reply
Reply
Далее. А почему как у бонобо, а не как у шимпанзе или горилл? Почему любители группового брака с оружием лезут на баррикады с бонобо, хотя шимпанзе и гориллы не сильно дальше, а по питанию гориллы точно ближе к первобытному человеку, чем бонобо - питание, в отличие от отношений брака, изучено нормально.
Так что ваша статья меня никак не убеждает.
Относительно биохимии - автор в этой книге писал ересь по статьям 90-х годов, я всего лишь привёл современные данные в рамках рецензии.
Reply
Reply
Reply
Reply
И эта концепция не моя. Эта концепция - профессиональных антропологов. И мой тон куда менее безапелляционен, по крайней мере я не ссылался на точку зрения авторитетов до сего момента.
Reply
Leave a comment