Отправляясь в Вашингтон и держа в уме тамошние цены на всякую фототехнику, я решил от греха подальше задекларировать вывозимый фотоаппарат и сменные объективы. Как я уже объяснял, на временно вывезенные товары ввозные ограничения не распространяются. Поэтому если бы я что-нибудь купил в Вашингтоне, при возвращении в случае проверки мне было проще доказать российским таможенникам, что ввозимые мной товары предназначены для личного пользования.
Диалог с домодедовскими таможенниками был привычно скучным и слегка муторным, но вполне безобидным до момента, когда события начали вдруг развиваться по сценарию старой-старой таможенной разводки, о которой мне показалось нелишним вам напомнить.
Таможенная декларация содержит две графы, позволяющие задекларировать вывозимую валюту. Вывоз валюты из Российской Федерации не ограничен, но при вывозе суммы, превышающей $10000 (или эквивалент этой суммы в другой валюте по курсу государства Таможенного союза, через границу которого валюта перемещается за пределы Таможенного союза, на день регистрации декларации), валюту надо задекларировать. Ни платить, ни предоставлять дополнительные документы не надо, просто задекларировать, чтобы государство для целей статистики знало, какие суммы вывозятся.
Чтобы не было путаницы, ввели две графы: одна для указания суммы до $10000, другая - свыше $10000. Поскольку первая из этих граф носит чисто формальный характер, точные объёмы валюты, не превышающей $10000, указываются по желанию декларанта: хочет - указывает, не хочет считать копейки - не указывает.
У меня было меньше $10000, поэтому в первой графе я просто поставил крестик напротив варианта «Да», не заполняя таблицу, а во второй - крестик напротив варианта «Нет». И дальше у нас с таможенником происходит поучительный диалог.
- Вы должны указать точное количество перемещаемой валюты, - говорит мне таможенник.
- Нет, - говорю, - не должен. Вот, видите, таблица заполняется по желанию декларанта.
- Ну вот если не хотите заполнять, ставите крестик там, где «Нет», а если поставили там, где «Да», надо всё точно посчитать и указать.
- Нет, валюта у меня есть, и если я отмечу «Нет», это будет неправдой, поэтому я отмечаю «Да», а таблицу не заполняю, потому что таблица заполняется по желанию декларанта.
В таком духе диалог длился ещё некоторое время, пока не вмешался старший таможенник, который мудро молвивший вполголоса: «Хрен с ним, пусть идёт».
Вот это всё - это начало старой разводки, когда один таможенник нелепыми избыточными требованиями вроде указания точной суммы валюты (пересчёта всех вещей, переписывания всех серийных номеров и т.д.) подталкивает декларанта к тому, чтобы он простоты ради указал в декларации информацию, которая является недостоверной. Иногда в этом участвует «добрый таможенник», который уверяет, что это всё формальности, и ничего страшного в «мелкой» неточности нет.
Когда декларация заполняется и представляется (и становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение), появляется какой-нибудь верховный таможенник, который настолько честный, что руководствуется только законом, и которому безразличны ваши странные договорённости: ведь есть закон с чёткими требованиями. И если эти требования не соблюдены, если написанное в декларации не соответствует действительности, то у вас проблемы.
Вообще, сами таможенники мне говорили, что в московских аэропортах этим фокусом уже не пробавляются, но я уж не стал проверять до конца, что это - просто безграмотность или действительно разводка. И вам не рекомендую. Будьте внимательны, читайте и знайте правила, берегите себя.