Голландская защита

Jan 18, 2011 23:04



Сегодня побывал на защите кандидатской (надо говорить - докторской)  диссертации в одном из голландских университетов.  Церемония уникальна и заслуживает описания.  Здание, где все это происходило, было большое, я бы сказал, американских габаритов, с просторными фойе и коридорами и высокими потолками.  Ожидаемые мероприятия высвечивались на телевизионном табло при входе, подобно объявлениям о прибывающих рейсах в аэропорту. Когда мы прибыли, наша защита там уже фигурировала. Первое, что я увидел, был сам диссертант, одетый как жених на свадьбу: во фрачную пару с белым галстуком-бабочкой (т.наз. white tie dresscode, см.  http://nl.wikipedia.org/wiki/Rokkostuum ). Затем я увидел оппонента, знакомого немецкого профессора, одетого в визитку (morning suit http://en.wikipedia.org/wiki/Morning_dress ). Я стал любопытствовать. Мне объяснили, что эта церемониальность специфична именно для Голландии, и что в окрестных странах все это происходит «нормальнее».  Я понял, что мне повезло попасть на что-то интересное и стал наблюдать. В назначенное время мы прошли в зал для защиты, относительно небольшую аудиторию. Оказалось, на защиту, как на свадьбу, приходят друзья и родственники, правда не так много, как на свадьбу - родители, братья, сестры, родители жены. Коллег было не так много. В противоположность участникам церемонии, зрители были одеты совершенно обыденно.  В зале были заготовлены места для членов ученого совета и оппонентов, но они пока пустовали. Однако диссертант начал выступать в назначенное время. Для кого? Оказывается - специально для гостей, т.е. в основном родителей, родственников и т.п., чтобы они знали, чем он столько времени занимался. Это выступление было похоже на то, которое происходит у нас перед ученым советом, но здесь оно не являлось частью защиты.  Оказалось, что собственно защита происходит по диссертации, не по выступлению - предполагается, что все члены ученого совета читали диссертацию. Во время защиты происходит именно защита в собственном смысле - т.е. дискуссия по работе, а не представление работы. Экземпляры диссертации лежали в стопке, так что каждый мог взять почитать. В диссертацию был вложен  отдельный листок с  основными утверждениями диссертанта - всего 10 утверждений. Из них только 3 относились к работе (вокруг них в основном и крутилось обсуждение), а остальные были просто мнениями диссертанта о жизни. Оказалось, что диссертант верит в возможность прямой демократии без парламента - путем голосования через интернет. Он также считает, что Фландрии и Голландии было бы экономически выгодно объединиться, но что это не произойдет из-за культурных различий.

Церемония началась с появления дамы с жезлом одетой в академическое одеяние. Она вошла, стукнула жезлом об пол и предложила встать. Все встали. Вошли члены ученого совета, руководитель, и оппоненты и расселись по своим местам (спереди, как бы в президиуме, на двух обращенных друг к другу столах, расположенных между трибуной и «партером»). На трибуне во все время защиты находился только диссертант, члены ученого совета и оппоненты говорили сидя со своих мест.  Вся процедура по внешней постановке больше напоминала суд, чем обычное научное выступление. Члены ученого совета являлись «полными профессорами» и были облачены в академические одеяния: синие мантии, поверх них  - длинные ленты огибающие шею и ниспадающие на грудь (выглядит похоже на епитрахиль, которую носят священники на службе). На голове - черные береты. Когда говорят - одевают берет. В отличие от американских академических мантий - никаких плоских шапок с кисточками. Председатель совета имел еще цепь на шее с каким-то медальоном и был вооружен деревянным молотком.  Оппоненты и руководитель (не являющийся полным профессором) были одеты в черные визитки.  Перед трибуной установлены два стула, на которых сидят «друзья» диссертанта, отдаленный аналог свидетелей жениха на свадьбе. По-голландски они называются «паранимфы». Стандартного перевода этого термина нет, так как это чисто голландский обычай (см http://nl.wikipedia.org/wiki/Paranimf).  Некоторая аналогия со свадебной церемонии оказывается не случайна, так как в старину защита диссертации аллегорически понималась как свадьба с наукой. Одеты паранимфы так же торжественно как и соискатель. Их роль чисто церемониальная и будет ясна из дальнейшего.  Паранимфы  - это непосредственные коллеги соискателя, молодые люди из той же лаборатории.

Защита началась быстро и безо всяких вступительных слов. Председатель предоставлял слово для вопросов и замечаний сначала двум оппонентам (приглашенным из других организаций), затем членам совета по очереди  а также руководителю. Многие вопросы были прямо по 3-м вышеупомянутым «утверждениям» - это были как бы основные выводы. Стала ясна роль «друзей» диссертанта - когда оппонент желал оспорить одно из "утверждений" , само это утверждение торжественным тоном зачитывал для напоминания один из «паранимф», так что диссертант должен был только отвечать по существу. Вопросы были в целом довольно прямые и даже безжалостные. Они указывали на элементы натянутости, противоречия, недоговоренности, а также на моменты искусственности в постановке работы, в целом адекватной для своего уровня. Я бы сказал, что они были более резкими, чем на средней советской защите моего времени, хотя при этом элемент постановки в них все же присутствовал - какие-то вопросы были явно неожиданными для диссертанта, но другие по-видимому уже обсуждались ранее. Впечатление было такое, что несмотря на парадную одежду,  диссертант вертелся и ему приходилось  туго. На некоторые вопросы он отвечал явно с запинками или признавался, что вопрос трудный. Несмотря на то, что само обсуждение происходило на вполне обычном научном языке (на английском, так как один из оппонентов был немец), форма обращения была адекватна торжественности одеяний. Диссертанта называли gewaardeerde promovendus, он в ответ называл собеседников «досточтимый оппонент» или что-то в этом роде.  Интересно, что руководитель задавал вопросы наравне с оппонентами, и довольно трудные. Вопросы продолжались около часа и закончились несколько необычным образом. В положенное время опять зашла тётенька с жезлом и, стукнув им об пол, сказала «hora est», что означает по-латыни «час настал» или, точнее "час прошёл" (на всю защиту отводится ровно час).  В этот момент все разговоры должны немедленно прекратиться. По-моему этот момент был осознанно выбран во время последнего ответа диссертанта, чтобы именно он был вынужден заткнуться, а не один из профессоров. После этого все встали и ученый совет удалился на совещание.

В начале защиты меня несколько удивлял контраст между академическими одеяниями в президиуме и полной обыденностью одежды в аудитории. Постепенно я начал понимать смысл этого. До меня дошло, что постановка церемонии напоминает  службу в традиционной церкви - в православии, скажем, все тоже ходят в церковь в повседневном, однако все участники священнодействия одеты в особые одеяния, имеющих общие элементы с академическими мантиями.  В обоих случаях между «народом» и «священнодействующими» проходит четкая невидимая граница, линия в пространстве, которую ни те ни другие не переступают.  Короче говоря, в обоих «мистериях» имеется два противопоставленных мира  - обыденный и сакральный. Подобно священникам, перемещающимся в горнем мире, диссертант и ученый совет действовали в сакральном пространстве науки, куда диссертант, благодаря своему труду и таланту, получал доступ. Вспомнились концепции А. Лидова из его новой науки «иеротопии», о которой я недавно написал статью в Википедию. Не берусь четко сформулировать, но какая-то иеротопия здесь явно присутствовала.

Вскоре ученый совет появился опять. Все снова встали. Председатель зачитал положительное решение и передал новоиспеченному кандидату (строго говоря, доктору) диплом в большом красном футляре. Сам диплом был огромного размера,  написан крупными буквами готическим шрифтом и скреплен печатью университета. После этого предоставили слово руководителю для похвалы диссертанту, которая оказалась заключительным элементом действа. Речь руководителя имела общие элементы с тем, что у нас называется отзывом руководителя, но была гораздо теплее и неформальнее, так как собственно защите уже не принадлежала. Руководитель рассказал нам, каким необычным студентом был диссертант, как он сам предложил тему, как он хорошо работал и какие чувства у него, у руководителя, вызывал.  После этого все поаплодировали и поздравили  нового доктора. Формальная часть кончилась. Пошли в фойе, где был приготовлен бесхитростный стоячий приём с напитками и закусками. Друзья, коллеги и родственники дарили диссертанту подарки. После этого ожидался вечерний банкет,  но это удовольствие мы пропустили и поехали домой.

На след. день я нашел голландскую страницу в Википедии, где эта процедура вполне хорошо описана, есть и фото того, как это выглядит: http://nl.wikipedia.org/wiki/Wetenschappelijke_promotie . Потом мы обсудили еще все это с бельгийскими коллегами. Одна очень важная черта голландской защиты (если говорить о существе, не о форме)  - это то, что задавать вопросы и высказывать мнения могут только члены ученого совета и назначенные оппоненты. Люди в зале -  только зрители. В этом смысле голландская защита напоминает суд. Это наверное имеет и хорошую и плохую сторону - ну в общем такая традиция.

диссертация университет

Previous post Next post
Up