Либерализм, или О подлинной сути карго

Mar 14, 2009 16:24

Стараниями одного великого мыслителя, хорошо знакомого в Марьиной Роще, в моду вошли рассуждения о том, будто местная индустриальная цивилизация и обрамляющие её элементы политическо-идеологической системы имеют такое же происхождение, что и объекты экзотического карго-культа.
Напомню для тех, кто давненько ничего не читывал про туземные мифологии карго-культ представляет собой ритуальную практику создания муляжей технических объектов и артефактов, которыми пользуются белые люди. Делается это для того, чтобы лишить белых людей права пользоваться всеми этими дарами богов, а заодно и переманить самих богов на свою сторону.
И вот, полагают местные антикарогисты, всё, что создаётся в "этой стране" - особенно, конечно, социокультурные и политические институты - возникает в логике карго-культа. Русские имитируют, чтобы отнять у ненавистного Запада монополию на "всё хорошее", присвоить его себе, а заодно и сделать так, чтобы боги оказались на нашей стороне. Чем интересен философ из Марьиной Рощи, так умением заворачивать в изысканную дизайнерскую обёртку contemporary philosophy самые расхожие либеральные идеологемы. А ведь речь-то идёт о хорошо известных вещах: бежать нам, лапотным да кривоногим, за Западом, догонять его не догнать, щи густые из соплей варить и со слезьми горючими их расхлёбывать.
Отсюда вывод: а ведь карго-культ и впрямь расцвёл на местной подморженной почве. Только вот жрецами карго выступают не местные мироустроители, начиная с Петра, а вполне себе современные либералы с их представлениями о Западе (будь то западная демократия, западная наука, западная техника, или, скажем, западное музыкальное искусство) ка к эталонной цивилизации, которая потрясает перед остальными негаснущим светильником разума и указует путь отстающим народам. Строго говоря, такое представление о миссии Запада давно уже поколеблено на самом Западе - по крайней мере со времён критики проекта Просвещения, осуществлённой философами Франкфуртской школы.
Проблема в том, что Запад с самого начала был не монолитным единством традиций, завоеваний и техсредств, а сегодня и вовсе открещивается от этого образа.
Запад не хочет быть Западом. Воспоминания о его единстве являются симптомами больного состояния - оно-то и рождает запрос на риторику сосредоточения и унификации. Неверно считать либералов местного разлива западниками - они говорят о Западе, которого нет, никогда не было, но который возникает в результате реакции на кризис (не обязательно финансовый). Отечественные либералы не являются западниками ещё и потому, что, апеллируя к своему фантазматическому Западу, деконструируют Запад "как реальность", превращают его в разновидность скверного анекдота (аналогичная технология была, между прочим, апробирована на Советском Союзе). Этот скверный анекдот и есть главная мантра карго-культа, чтобы забыть её, нужны настоящие западники. Конструирование нового западничества - ключевая идеологическая задача, решив которого можно очень многое переиграть в приевшихся сценариях отечественной истории.


новое западничество, политическая антропология

Previous post Next post
Up