Арест Рабочей группы Военно-промышленного комитета 27 января 1917 года

Feb 05, 2017 13:40


Рабочие группы при Военно-промышленных комитетах были созданы с целью предупреждения стачечного движения на оборонных заводах в военное время. Социальные задачи рабочих групп состояли в организации мер по улучшению условий труда и жизни рабочих. Идея организации рабочих групп исходила от лидеров Военно-промышленного комитета, была подхвачена меньшевиками-оборонцами. Председателем Рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета был избран ее организатор, рабочий-металлист и меньшевик-оборонец Кузьма Антонович Гвоздев, бывший в то время слесарем телефонной фабрики Эриксона в Петрограде. При Рабочей группе был создан небольшой аппарат, размещавшийся на Литейном в том же здании, что и Центральный ВПК и занимавший две комнаты на втором этаже. Для заседания Рабочей группы использовались парадные залы нижнего этажа.



Вступив в союз с либералами, меньшевик Гвоздев стал активно выступать за проведение Общероссийского рабочего съезда.


Об союзе лидеров либеральной оппозиции с представителями рабочего движения жандармский генерал А.И. Спиридович писал так: «Ген.Глобачев (начальник Петроградского охранного отделения) докладывал, что часть либеральной оппозиции ищет поддержки в рабочих. Раскачать рабочие массы на поддержку Г. Думы должна была Рабочая группа при Военно-Промышленном Комитете. Ей покровительствовали Гучков и Коновалов. Они наивно верили, что сумеют использовать рабочий класс и при их помощи овладеть властью. Создав широкое рабочее движение около Гос. Думы, Гучков надеялся более легко осуществить и самый персональный дворцовый переворот... (...) Находясь под защитой Гучкова, Коновалова и их друзей, Рабочая Группа Военно-Промышленного Комитета смело работала по агитации». На это же указывал и будущий военный министр Временного правительства А.И. Верховский: «Коновалов мечтал создать "пролетарскую армию" под своей командой, чтобы ее усилиями заставить правительство пойти на уступки Думе. Так же думал и Терещенко. Гвоздев для этого мог оказаться очень полезным».

ЦВПК ограничил самостоятельность рабочей группы, «умеренность» которой проявлялась разве что по отношению левым радикалам, исключительно тем, что лишил ее собственной канцелярии, но на практике, как отмечалось в бюллетене группы, «это ограничение не дает себя пока чувствовать». Как отмечает историк О.Р. Айрапетов, К.А. Гвоздев и его сотрудники постоянно подчеркивали свою независимость едва ли не по всем вопросам, а начальник Петроградской охранки констатировал, что рабочая группа ЦВПК «с самого начала своего существования занялась исключительно политической работой (...). Это был, так сказать, в малом масштабе совет рабочих депутатов».

В 20-х числах января 1917 года К.А. Гвоздев на заседании бюро ЦВПК заявил, что рабочая группа в сложившихся условиях (арест московской рабочей группы) больше работать не может. 24 января 1917 года, как вспоминал генерал А.И. Спиридович, рабочая группа ЦВПК распространила среди рабочих прокламацию, в которой говорилось: «"Рабочему классу и демократии нельзя больше ждать. Каждый пропущенный день опасен. Решительное устранение самодержавного режима и полная демократизация страны являются теперь задачей, требующей неотложного разрешения, вопросом существования рабочего класса и демократии... К моменту открытия Думы мы должны быть готовы на общее организованное выступление". "Пусть весь рабочий Петроград к открытию Думы, завод за заводом, район за районом, дружно двинется к Таврическому дворцу, чтобы там заявить основные требования рабочего класса и демократии". "Вся страна и армия должны услышать голос рабочего класса. Только учреждение Временного Правительства, опирающегося на организующийся в борьбе народ, сможет вывести страну из тупика и гибельной разрухи, укрепить в ней политическую свободу и привести к миру на приемлемых, как для российского пролетариата, так и для пролетариата других стран, условиях"».



К.А.Гвоздев

В ночь на 27 января ею были арестованы 11 членов рабочей группы ЦВПК, среди  которых был и К.А. Гвоздев. Хотя генерал-майор Глобачев (начальник Петроградского охранного отделения) предлагал арестовать всё руководство ВПК в лице Гучкова, Коновалова, ряда лиц из администрации и Рабочую группу. Однако Протопопов согласился только на арест Рабочей группы и не решился на арест Гучкова, Коновалова и Ко. Протопопов доложил Царской семье о том, что он "предотвратил революцию". Однако недостаточность и половинчатось его действий проявилась почти сразу. Сетевая структура уже была построена и люди, которые присутсвовали на заседаниях Рабочей группы (которую можно рассматривать как штаб) разъезжались по заводам и там уже организовывали среди пролетариата группы Содействия рабочим группам. А вот уже эти люди методично проводили свою разрушительную работу. И тут же руководители ВПК начали борьбу за освобождение Гвоздева и остальных - предлагали большие залоги за арестованных. Хотя на это Протопопов не пошел, однако его ошибка была ключевой - он недооценил роль сетевого фактора организации, купировав верхушку он оставил без внимания уже созданную на местах структуру, которая и сработала в конце февраля.



Гвоздев же, оказавшись на свободе в дни Февральской революции, принял самое активное участие в организации Совета рабочих и солдатских депутатов. На первом собрании он был избран в исполком в качестве члена президиума, заведующим отдела труда и секретариатом. В мае 1917 г. Гвоздев вошел в состав первого коалиционного Временного правительства в качестве товарища министра труда. Пиком политической карьеры рабочего-меньшевика стало его назначение 25 сентября 1917 года министром труда. Как утверждал А.И. Верховский, этого назначения добивались Коновалов и Терещенко. Однако министерский пост Гвоздев занимал всего лишь месяц - 25 октября 1917 года власть в стране захватили большевики. Его арестовали в числе прочих министров Временного правительства и заключили в Петропавловскую крепость. Но уже через 3 дня Гвоздев был выпущен на свободу. При большевиках трудился в ВСНХ. В 1931 году коллегией ОГПУ по ст. 58-7, 10, 11 УК осужден на 10 лет тюрьмы, позже еще на 8. Умер в 1956 году.

p.s: Глобачев Константин Иванович был арестован после Февральской революции и 4 раза допрашивался следователями Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Незадолго до Октябрьской революции был освобождён. В финале своей жизни оказался в США, где работал коммерческим художником.



Рабочая группа ВПК, Глобачев, Гучков, Гвоздев, Протопопов

Previous post Next post
Up