Mar 12, 2012 11:33
Передается, что имам "Ахлю-Сунна", величайший шафиитский ученый, Абуль-Маали аль-Джувайни (419-478 х/1028-1185 м), известный как имам аль-Харамайн, сказал:
"О друзья мои, не занимайтесь "калямом"! Если бы я знал, что "калям" доведёт меня до такого, то я никогда бы им не занимался”.
Приводит Имам Захаби в "Сияр"18/474.
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал по поводу этой передачи:
وذكر ابن السمعاني أيضا أنه سمع أَبَا العلاء أحمد بْن محمد بْن الفضل الحافظ بأصبهان ، ذكر عن محمد بْن طاهر المقدسي الحافظ ، قال : سمعت أَبَا الحسن القيرواني الأديب بنيسابور ، وكان ممن يختلف إلى درس إمام الحرمين ، أنه قال : سمعت أَبَا المعالي ، يقول : لا تشتغلوا بالكلام ، فلو عرفت أن الكلام يبلغ بي ما بلغ ما اشتغلت به.
قلت أنا : يشبه أن تكون هذه الحكاية مكذوبة ، وابن طاهر عنده تحامل على إمام الحرمين ، والقيرواني المشار إليه رجل مجهول ، ثم هذا الإمام العظيم الذي ملأت تلامذته الأرض لا ينقل هذه الحكاية عنه غير رجل مجهول ، ولا تعرف من غير طريق ابن طاهر ، إن هذا لعجب ، وأغلب ظني أنها كذبة ، افتعلها من لا يستحيي ، وأما الذي بلغ به رضي اللَّه تعالى عنه علم الكلام ، أليس قد أعز اللَّه به الحق وأظهر به السنة ، وأمات به البدعة ؟ ثم نقول لهذا الذي لا يفهم : إن كان علم الكلام بلغ به الحق ، فلا يندم على الاشتغال به ، وإن بلغ به الباطل ، فإن لم يعرف أنه على الباطل ، وظن أنه على الحق ، فكذلك لا يندم ، وإن عرف أنه على باطل ، فمعرفته بأنه على باطل موجبة لرجوعه عنه ، فليس ثم ما ينتقد.
Я скажу: Возможно этот рассказ лживый и Ибн Тахир возле него был из тех, который подвергал нападкам имама аль-Харамайн. А аль-Кайрвани, на которого указали является неизвестным человеком (маджхуль).
Затем. Аль-Джувайни величайший имам, ученики которого заполонили землю, и [при этом], рассказ этот не передает от него никто, кроме неизвестного человека (маджхуль), и не знаем [этот рассказ] кроме как по пути (версии) Ибн Тахира. Поистине это удивительно! Мое предположение еще более указывает на то, что это ложь. Это сделал тот, кто не стесняется. А что касается того, что он достиг в науке калам, то разве не посредством него Аллах возвеличивал истину, выявлял Сунну, искоренял новшества?!
Затем, мы скажем тем, кто это не понимает: если он при помощи науки калама достиг истины, то нечего раскаиваться занятием им. А если он достиг этим лжи, в таком случае если он не знал, что он на лжи, а думал что на истине, то также он не раскается. А если он понял, что на лжи, то это обязывает его отказаться от этого, в таком случае нет там того, что подлежит критике.
[Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийия аль-кубра», биография аль-Джувайни]
Таджуддин ас-Субки,
калам,
аль-Джувайни