Mar 09, 2012 20:43
Автор: Махди Шамсуддин
1. Совершенное отрицание движения и покоя в отношении Всевышнего Аллаха есть "иджма" "Ахлю Сунны"
Сказал по этому поводу имам "Ахлю Сунны" Абу Мансур Абдуль-Кахир аль-Багдади (ум. 429 х/1037 м), да будет доволен им Аллах:
واجمعوا على نفى الآفات والغموم والآلام واللذات عنه وعلى نفى الحركة والسكون عنه خلاف قول الهشامية من الرافضة في قولها بجواز الحركة عليه وفي دعواهم ان مكانه حدوث من حركته وخلاف قول من اجاز عليه التعب والراحة والغم والسرور والملالة كما حكى عن ابى شعيب الناسك تعالى الله عن ذلك علوا كبيرا
«Согласились шейхи "Ахлю Сунны" относительно (абсолютного) отрицания подверженности Всевышнего Аллаха недугам, печали, боли, наслаждению и тому подобному. А также высказали единое мнение относительно отрицания (в отношении Аллаха) движения (аль-харакя) и покоя (ас-сукун).
Это являет собой противоположность мнению рафидитов из группы "аль-Хашимия", которое заключается в допустимости утверждения, что Всевышний Аллах может характеризоваться движением, а также в противовес заявлению их о том, что местонахождение Всевышнего явилось следствием Его движения.
Равным образом противоречит эта позиция "Ахлю Сунны валь Джамаа" мнению, которое передают от Абу Шуайба ан-Насика и которое состоит в допустимости утверждения в отношении Аллаха утомления, отдыха, печали, радости и боли. Да будет возвышен Аллах от всего этого великим возвышением!"
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 333]
2. Отрицание того, что Всевышний Аллах занимает место есть "иджма" "Ахль Сунны"
Имам Абу Мансур аль-Багдади сказал в книге «Аль-Фарк байналь Фирак»:
وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ , وقد قال أميرُ المؤمنينَ عَلِيٌّ رضي الله عنه : "إنَّ اللهَ تعالى خلَق العرْشَ إظهاراً لِقُدْرتهِ لَا مكاناً لذاته" وقال أيضاً : قد كان ولا مكانَ وهو الآنَ على ما كان
«Сошлись ученые на том, что Всевышнего Аллаха не охватывает место и, что не течет над Ним время. В противоположность позиции людей, относящихся к группам "аль-Хишамия" и "аль-Каррамия", которые заявляют, что Аллах буквально соприкасается с Троном (Арш).
Сказал Повелитель правоверных Али, да будет доволен им Аллах: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил трон, дабы явить Могущество Свое, но не как место для Сущности Своей».
И также сказал: «Был Всевышний Аллах, и не было места, и сейчас Он такой же, каким был до сотворения места».
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 333]
3. Ахлю Сунна валь Джама’а", в отличие от заблудших, отрицают наличие у Всевышнего Аллаха предела и границы.
Сказал имам Абу Мансур аль-Багдади:
وقالوا بنفى النهاية والحد عن صانع العالم خلاف قول هشام بن الحكم الرافضى في دعواه ان معبوده سبعة اشبار بشبر نفسه وخلاف قول من زعم من الكرامية انه ذو نهاية من الجهة التى تلاقى منها العرش ولا نهاية له من خمس جهات سواها
«И отрицают ученые "Ахлю Сунны" предел (аль-нигая) и границу (аль-хадд) в отношении Творца этого мира. В противоположность мнению рафидита Хишама ибн аль-Хакама, заявившего, будто размер объекта его поклонения равен семи пядям, (исходя из измерения пяди, приложимого к объекту поклонения его), а также позиции группы "аль-Каррамия", утверждающей, что Всевышний Аллах имеет предел со стороны соприкосновения с Троном и не ограничивает Его с пяти других сторон».
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 332]
4. Отрицание единоличного сотворения Всевышним Аллахом акциденций (аль-аарад) есть "куфр".
Сказал имам Абу Мансур аль-Багдади:
«И сказали они, шейхи "Ахль Сунны": "Поистине, Создатель мира этого является Творцом, как тел, так и акциденций (например, цвет или запах). Поэтому отнесли они к "куфру" кадарита Муаммара с последователями его, когда сказал он: "Поистине, Всевышний Аллах не творит ничего из акциденций, но творит лишь тела, которые самостоятельно творят в самих себе акциденции".
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 232]
5. Полный отказ от применения единичных хадисов (хадис-ахад) является явным заблуждением.
Относительно обязательности использования "хадисов-ахад" при издании "фетвы" или выведении законов Шариата имеется единодушное мнение "факыхов" "Ахлю Сунны валь Джамаа". Отсюда абсолютное отклонение достоверного хадиса-ахад является (как минимум) заблуждением. Об этом говорит имам Абу Мансур аль-Багдади, да будет доволен им Всевышний Аллах, такими словами:
اثبت الفقهاء اكثر فروع الاحكام الشرعية فى العبادات والمعاملات وسائر ابواب الحلال والحرام وضللوا من اسقط وجوب العمل باخبار الآحاد في الجملة من الرافضة والخوارج وسائر اهل الاهواء واما الخبر المستفيض المتوسط بين التواتر والآحاد فانه يشارك التواتر فى ايجابه للعلم والعمل ويفارقه من حيث
«...и утверждают (узаконивают) ученые-факыхи через данный вид сообщения (речь идет о достоверном хадисе-ахад) большую часть законов Шариата (относящихся к "аль-фуру", т.е. к тем законам, в отношении которых может и должен быть приложен "иджтихад"), связанных с "ибадатом" (солят, пост, хаджж, закят), "муамалятом" (вопросы купли-продажи) и прочими разделами "халяля" (дозволенного) и "харама" (запрещенного).
Поэтому отнесли шейхи к явному заблуждению "рафидитов", "хаваридж" и другие группы "ахлюль ахва" (последователей собственных страстей и нововведений), полностью отказавшихся от использования одиночных хадисов (хадис-ахад) при выведении "ахкамов" Шариата и издании "фетв"».
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 326]
6. "Такфиир" шейхами "Ахль Сунны" секты "ас-самния" за ее отрицание довода "хадиса-мутаватир".
Сказал имам Абу Мансур аль-Багдади:
واكفروا من انكر من السمنية وقوع العلم من جهة التواتر
"...и отнесли ученые "Ахль Сунны" к "куфру" группу "ас-самния" по причине отрицания ими абсолютной достоверности знания, которое имеет наивысшую ступень достоверности - "ат-таватур"".
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 325]
7.Отрицание объективной реальности шайтанов и джинов есть "куфр".
Имам Абу Мансур аль-Багдади говорит по этому вопросу:
وقالوا باثبات الملائكة والجن والشياطين في اجناس حيوانات العالم واكفروا من انكرهم من الفلاسفة والباطنية
«...сказали шейхи "Ахль Сунны" о включении ангелов, джинов и шайтанов в разряд живых существ. И отнесли к "куфру" отрицающих существование их (ангелов, джинов и шайтанов) философов и "батынитов"...»
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 238)
Следует отметить, что в книге "Маукифуль акль валь ильм валь алям" последний Шейхуль Ислам Османского халифата имам Мустафа Сабри, да будет доволен им Аллах Тааля, рассказывает о Махмуде Шалтуте (бывшем "имамуль акбар" "Аль-Азхара"), который отрицал бытие шайтана или Иблиса, ля’анахуму ллАх, понимая под ним лишь проявление "мирового зла" в объективном мире.
8. "Такфир" учеными "Ахлю Сунны" отрицающих довод Курана, Сунны, "иджмы" и хадиса-мутаватир.
Сказал имам Абу Мансур аль-Багдади:
واتفقوا على أن اصول احكام الشريعة القرآن والسنة وإجماع السلف واكفروا من زعم من الرافضة أن لا حجة اليوم في القرآن والسنة لدعواه فيها أن الصحابة غيروا بعض القرآن وحرفوا بعضه واكفروا الخوارج الذين ردوا جميع السنن التى رواها نقلة الاخبار لقولهم بتكفير ناقليها واكفروا النظام في انكاره حجة الاجماع وحجة التواتر وقوله بجواز اجتماع الامة على الضلالة وجواز تواطؤ أهل التواتر على وضع الكذب
«Сошлись шейхи "Ахль Сунны" в том, что Куран, Сунна и единодушное мнение (иджма) салафов есть главные основы (источники) законов Шариата.
Поэтому отнесли они к "куфру" (неверию) тех из "рафидитов", кто заявляет, что на сегодняшний день ни Куран, ни Сунна не содержат в себе какого-либо довода, ибо они (рафидиты) утверждают, что сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах Тааля, изменили одну часть Курана и исказили другую.
И сказали шейхи о "куфре" хариджитов (хаваридж), отвергнувших все сообщения Сунны, которые передают передатчики хадисов, по причине их, "хаваридж" "такфиира" "ар-руваат" (передатчиков) данных сообщений.
Затем отнесли они к "куфру" ан-Наззама (одного из виднейших шейхов мутазилитов) в виду отрицания им доказательной силы "иджмы" и довода хадиса-мутаватира, а также по причине речей его, согласно которым единодушное мнение исламской Уммы может быть заблуждением, а все передатчики хадиса-мутаватир могут договориться для измышления лжи»
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 327-328]
Ещё говорит имам Абу Мансур:
وقالوا اصول احكام الشريعة الكتاب والسنة واجماع السلف واكفروا من لم ير اجماع الصحابة حجة واكفروا الخوارج فى ردهم حجج الاجماع والسنن واكفروا من قال من الروافض لا حجة فى شىء من ذلك وانما الحجة فى قول الامام الذى ينتظرونه وهؤلاء اليوم حيارى فى التيه وكفاهم بذلك خزيا
«Сказали шейхи "Ахль Сунны", что Куран, Сунна и "иджма" салафов - главные основы "ахкамов" Шариата. Поэтому отнесли они к "куфру" того, кто не считает доводом единодушное мнение "сахаба".
Так отнесли они, шейхи, к "куфру" "хаваридж" за отведение ими законных доводов "иджмы" и "Сунны", а также тех "рафидитов", которые заявляют, что ни Куран, ни Сунна не обладают доводом, но весь довод заключен в словах ожидаемого ими имама...».
[«Аль-Фарк байналь Фирак», стр. 346]
Краткая биография устаза
Абу Мансур Абдуль-Кахир ибн Тахир ибн Мухаммад ат-Тамими аль-Багдади аш-Шафии (ум. 429 х/1037 м).
Имам, да будет доволен им Аллах, обладал поистине энциклопедическими знаниями. Сообщается, что он вел обучение по 17-ти отдельным наукам. Поистине, он в полной мере заслуживал данный ему титул - "Устаз"!
Имам считался наилучшим знатоком фикха мазхаба аш-Шафии. Ему не было равных по знаниям основ фикха (усул), раздела наследства (фуру). По богословию - он так же один из лучших знатоков вероучения Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Положения этого вероучения описаны им в книге "Аль-Фарк байналь Фирак". В этой книге, наряду с именами выдающихся богословов имам приводит также имена: Абуль-Хасана аль-Бахили, Абу Абдуллаха ибн Муджахида, и их учеников - Абу Бакра Мухаммада ибн ат-Таййиба аль-Бакиллани, Абу Исхака Ибрахима ибн Мухаммада аль-Исфарайини, Абу Бакра ибн Фурака. Далее приводятся имена Абу Али ас-Сакафи, и Абуль-Аббас аль-Каланиси.
Обладатель состояния вара’ и таква, имам очень остерегался не только харама, но и сомнительного, не придавая никакого значения мирскому (дунья). Будучи очень богатым человеком, все свое имущество потратил на пути получения знаний, а так же на оказание помощи тем, кто стремился получать знания.
Кроме "Аль-Фарк байналь Фирак", среди других его ценных произведений упоминаются:
"Таъвиль-у муташабих-иль-ахбар", "Фадайих-уль-Му'тазиля", "Фадайих-уль-Каррамиййа", "Аль-Калам филь-ваид-иль-фахир филь эваили ва-ль-авахир", "Ми'йарун-назар", "Тафдиль-уль-факир-ис-сабир алель-ганийй-иш-шакир", "аль-Миляль-ван-нихаль", Ат-Тахсиль фи усули-ль-фикх", "Нафйу-ль-хальк-ыль-Кур'ан". Сообщается также, что у имама много еще других ценных работ, а так же стихов.
[из книги "Люди Сунны и Согласия - Кто Они"]
Высказывания ученых о нем:
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) в книге «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра» сказал об имаме Абу Мансуре аль-Багдади:
إمام عظيم القدر ، جليل المحل ، كثير العلم ، حبر لا يُساجَل فِي الفقه وأصوله والفرائض والحساب ، وعلم الكلام ، اشتهر اسمه ، وبَعُدَ صيته ، وحمل عنه العلم أكثر أهل خُراسان…
قال شيخ الإسلام أَبُو عثمان الصابوني : كان من أئمة الأصول وصدور الإسلام بإجماع أهل الفضل والتحصيل ، بديع الترتيب ، غريب التأليف والتهذيب ، تراه الجلة صدرًا مقدمًا ، وتدعوه الأئمة إمامًا مفخمًا…
وقال عَبْد الغافر الفارسي : هو الأستاذ الإمام الكامل ذو الفنون ، الفقيه الأصولي ، الأديب الشاعر ، النحوي الماهر فِي علم الحساب…
«Имам великого уровня и высокой степени, обладатель больших знаний, равных которому нету ни в фикхе, ни усул аль-фикхе, ни в математике, ни в таухиде. Его имя и авторитет распространились далеко, у него брали знания множество жителей Хоросана.
Сказал Шейхуль Ислам Абу Усман ас-Сабуни (373-449 х/983-1057 м): «Он был имамом в науке усуль и предводителем Ислама по единогласию ученых обладающих достоинством. Знать его видела предводителем, имамы называют его великим имамом…».
Сказал Абдул-Гъафир аль-Фариси (451-529 х/1059-1135 м): «Он устаз, совершенный имам, обладатель наук, факих и усулий, писатель и поэт, грамматик и искусный математик…».
[Таджуддин ас-Субки, «ат-Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», том 5, стр. 86]
Сказал хафиз аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в книге «Сияр а’лям ан-нубаля»:
عبد القاهر ابن طاهر ، العلامة البارع ، المتفنن الأستاذ ، أبو منصور البغدادي ، نزيل خراسان ، وصاحب التصانيف البديعة ، وأحد أعلام الشافعية .
«Абдуль-Кахир ибн Тахир - искусный и великий ученый, знаток многих наук, Абу Мансур аль-Багдади, житель Хорасана, автор чудесных книг, один из выдающихся ученых мазхаба аш-Шафии».
[Аз-Захаби, «Сияр алям ан-нубаля», том 17, стр. 572]
Шейх, алляма, Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х/1878-1952 м) сказал об имаме Абу Мансуре аль-Багдади:
«…и никто из истинных ученых не может находиться в неведении относительно статуса Абу Мансура аль-Багдади в том, что касается познаний его в науке "усулю ддин" (акыда). (Ведь) этот имам являлся учеником самого Абу Исхака аль-Исфарайини, ученика Абуль-Хасана аль-Баахили, являвшего (в свою очередь) учеником имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари..."
[«аль-Макалятуль Кавсари», стр. 322, 323, 327]
акыда,
Абу Мансур аль-Багдади