Передал Шейхуль-Ислам повелитель правоверных в науке
хадиса, Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «ад-Дурар
аль-камина». И он (Ибн Хаджар) говорит, что прочитал в «Тарих»
аль-Барзали (665-739 г.х.) следующее:
ونقله شيخ الاسلام امير المؤمنين في الحديث
(
Read more... )
«Мы не считаем, что Абуль-Хасан аль-Аш'ари создал пятый мазхаб [помимо уже существовавших ханафитского, маликитского, шафиитского и ханабалитского]. Наоборот, он отстоял мазхаб Ахлю-с-Сунна и разгромил убеждения сторонников дурных новшеств. Он разъяснил убеждения предшествовавших четырех имамов и других алимов Ахлю-с-Сунна. Он разъяснил и отстоял ту часть Сунны, которую многие отрицали и опровергали. В таухиде мы не следуем за ним слепо, но опираемся на его доказательства в вопросах вероубеждения и причисляем себя к его мазхабу, чтобы отделиться от заблудших течений. Например, мутазилитов, джахимитов, каррамитов, мушаббиха и других заблудших. Именно имам Аш'ари опроверг и разгромил их, и то, что они заблуждаются, стало очевидно даже тем, кто раньше этого не понимал. Мы не считаем, что акыда четырёх имамов [в фикхе] отличается от акыды имама Аш'ари. Мы считаем, что у них одна акыда: они исповедуют истинный таухид и убеждены, что Аллах ни в чём не подобен творениям. Таким образом, имам следовал в акыде методу этих четырёх имамов. И каждый, кто считает себя ашаритом, обретет счастье, и каждый, кто отвернется от этой акыды, не достигнет успеха. Все те, кто утверждает абсолютное неподобие Аллаха творениям (а их очень много!), по сути, являются ашаритами. И муваххиду (единобожнику) не вредит то, что ему приписывают заблудшие, ведь это ложь».
[Ибн Асакир, «Табйин Казиб аль-Муфтари фимаа Нусиба иляль Имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари», стр. 359]
Вчитайся в эти слова. Этот великий имам сказал, что сунниты называют себя ашаритами, чтобы отделить себя от заблудших групп, поскольку имам аль-Аш`ари и его последователи следуют за четырьмя имамами и другими саляфами.
Имам Муртаза аз-Забиди (1145-1205 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Знай, что эти два имама (Абуль-Хасан аль-Аш'ари и Абу Мансур аль-Матуриди) не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли мазхаб саляфов, разделяя убеждения, которых придерживались сахабы, опровергая всех заблудших».
[Муртаза аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7]
Сказал великий маликитский ученый Кади Ийяд аль-Малики (476-544 г.х.), да смилуется над ним Аллах, об имаме Абуль-Хасане аль-Аш`ари и ашаритском пути:
«Он составил для Ахлю-с-Сунны произведения и привел доводы для подтверждения Сунны и атрибутов Всевышнего Аллаха, которые отрицают нововведенцы, таких как возможность видеть его, вечность его Каляма (речи) и могущества и вопросов слуха. За его книги держатся вся сунниты. Они переняли от него многое и учились у него. И стали многочисленными его ученики и последователи, которые изучали эти направления для защиты Сунны и пространно изложили доводы в помощь исламской общины. И они назвали это направление его именем. И за ними последовали их ученики и последователи и их стали узнавать под этим именем, то есть как ашаритов. А до этого их знали как группу закрепляющая Сунну, под этим именем они были известны и мутазилитам, когда они установили и подтвердили в Сунне то, что они (мутазилиты) отвергли. Вся Ахлю-с-Сунна от востока до запада пользуются его доводами и идут по его пути. Его похвалили многие из них (Ахлю-с-Сунна), также хвалят и его мазхаб и метод».
[Къади Ийяд, «Тартииб аль-Мадаариик», 5/24, 25]
Reply
Leave a comment