Великий
ханафитский ученый Мухаммад Амин бин Умар Абидин (1238-1307 х/1823-1889
м) в примечании к книге «Ад Дурруль Мухтар Шарху Танвирил Абсар»,
говорит:
قال العَلامِي
في فصُوله : مِن فرائضِ الإسلام تعلّمُه ما يَحتاجُ إليه العبدُ في إقامةِ دينهِ وإخلاصِ
عَمَلِه للهِ تعالى ومعاشرةِ عِبادهِ .
وفرضٌ على كلِّ
مكلّفٍ ومكلّفةٍ بعدَ تعلّمِه علمَ الدينِ والهدايةِ تعلّمُ علْمِ الوضوءِ والغُسْلِ
والصلاةِ والصوْمِ ، وعلْمِ الزكاةِ لمن له نِصابٌ ، والحجِّ لمن وجَب عليه , والبُيُوع
على التجّارِ ليَحتَرِزوا عن الشُبُهاتِ والمكروهاتِ في سائر المعامَلاتِ .
وكذا أهلُ الحِرَفِ ، وكلُ مَن اشتَغلَ بشيءٍ يُفرَضُ عليه عِلْمُه وحكْمُه
ليمتنِعَ عن الحرامِ فيه
«Сказал
Аль Алами в книге «Аль Фусуль»: Является из фарзов Ислама изучение тех вещей в
которых человек нуждается для того что бы жить в соответствии со своей религии,
делать свои деяния с ихлясом для Всевышнего Аллаха, и для построения правильных
социальных отношений с Его другими рабами.
После
изучения науки религии и хидаята (акъиды), является фарзом для каждого
мукалляфа мужчины и женщины, приобретение знаний об омовении, гусле, намазе и
посте, о закяте, тому у кого имущество достигло минимума выплаты заката, об
хадже если ему обязательно совершение хаджа.
Для
торговцев же обязательно изучение науки о торговле, для того чтобы при торговых
отношениях сторониться от подозрительных и нежелательных операций.
Это
правило для всех, кто занимается, какой либо деятельностью. На всех, кто
занимается каким либо видом деятельности, лежит обязанность в получении знаний
о нем и об его хукме, чтобы избегать в этом деле харамов».
Источник:
Ибн Абидин: Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар: 1/125-126
Дару Алямиль
Кутуб: 1423/2003
Ибн Абидин в этой же
книге продолжает тему в которой мы нуждаемся:
وفي تبيينِ المَحارمِ : لا شكَّ في فرْضيّةِ علْم الفرائضِ الخمْسِ وعلْمِ الإخلاصِ
؛ لأنَّ صِحّةَ العملِ موقوفةٌ عليه , وعلْمِ الحلالِ والحرامِ وعلْمِ الرِياءِ ؛ لأنَّ
العابدَ محرومٌ مِن ثوابِ عملِه بالرياءِ ، وعلْمِ الحَسَدِ والعُجْبِ , إذ هما يأكُلان
العملَ كما تأكلُ النارُ الحَطَبَ ، وعلمِ البيْعِ والشِراءِ والنكاحِ والطلاقِ لمن
أرادَ الدخولَ في هذهِ الأشياءِ , وعلمِ الألفاظِ المحرَّمة أو المكفِّرة ، و لَعَمْري
هذا مِن أهمِّ المهمّاتِ في هذا الزَّمانِ ؛ لأنك تسمَع كثيرًا مِن العوّامِ يتكلّمون
بما يكفِّر وهم عنها غافلونَ ، والاحتياطُ أن يجدِّدَ الجاهلُ إيمانَه كلَّ يومٍ ويجدِّدَ
نكاحَ امرأتِه عند شاهديْنِ في كلِّ شهرٍ مرةً أو مرّتينِ ، إذْ الخطأ وإنْ لم يصدُرْ
مِن الرجلِ فهو مِن النساءِ كثيرٌ
«В
книге «Табйинуль Махарим» говорится: Нет сомнения в обязательности, изучения
пяти фарзов и ихласа. Потому что праведность деяний связано с этим.
А
также быть осведомленным об халале и хараме является фарзом.
Обладать
знанием о показухе/рия тоже фарз. Потому, что по причине показухи поклоняющийся
лишится саваба.
Обладать
знанием о зависти/хасад и самолюбии/уджб также является фарзом. Так как эти две
вещи пожирают деяния так же, как огонь пожирает дрова.
Также
является фарзом (фарзуль айн) получение знаний о торговле, никахе, талакъе, для
того кто хочет взяться за эти дела.
Также
является фарзом (фарзуль айн) приобретение знаний о запретных словах и о тех
словах из-за которых человек попадает в куфр.
Клянусь
своей жизнью, этот вопрос является важнейшим из важнейших вопросов в наше
время. Так как ты можешь услышать, как многие из аввамов/простолюдинов говорят
такие слова которые выводят из Ислама, даже не ведая об этом.
Для
предосторожности невежественным людям надо обновлять свой иман каждый день и обновлять
никах со своей женой в присутствии двух свидетелей один или два раза в каждый
месяц. Потому что если даже ошибка (слова куфра) не будет исходить от мужчины,
то у женщин таких ошибок много».
Источник:
Ибн Абидин: Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар: 1/126
Дару Алямиль Кутуб: 1423/2003
Al-Fatava Forum