Oct 09, 2019 18:03
Хафиз аз-Захаби (673 - 748 гг. х) говорит в биографии хадисоведа Ибн Хиббана (270 - 354 гг. х):
قال أبو إسمعيل الأنصاري شيخ الإسلام: سألت يحيى بن عمار عن أبي حاتم بن حبان فقال: رأيته ونحن أخرجناه من سجستان ، كان له علم كثير ولم يكن له كبير دين ، قدم علينا فأنكر الحد لله فأخرجناه .
قلت: إنكاره الحد وإثباتكم للحد نوع من فضول الكلام ، والسكوت من الطرفين أولى إذ لم يأت نص بنفي ذلك ولا إثباته ، والله تعالى ليس كمثله شئ ، فمن أثبته قال له خصمه جعلت لله حداً برأيك ولا نص معك بالحد ، والمحدود مخلوق تعالى الله عن ذلك علواً كبيراً. وقال هو للنافي ساويت ربك بالشئ المعدوم ، إذ المعدوم لا حد له. فمن نزه الله وسكت سلم وتابع السلف
«Сказал шейх аль-ислам Абу Исмаил аль-Ансари: "Я спросил Яхью ибн Аммар об Абу Хатиме ибн Хиббане и он сказал: «Я видел его, мы выгнали его из Сиджистана. У него было много знаний, однако не был сильно религиозным. Он пришел к нам и стал отрицать то, что Аллах имеет границу, и тогда мы его изгнали".
Отрицание границы или ее утверждение это один из видов чрезмерных разговоров, и молчать обо всем этом лучше, если нет шариатского текста, который бы говорил о наличии или отсутствии границы. Аллах Всевышний не подобен ничему. Оппонент того, кто утверждает границу, скажет ему: "Ты ограничил Аллаха согласно своим воззрениям, но нет шариатского текста, говорящего об этом. И все, что ограничено - сотворено, а Аллах превыше всего этого". А утверждающий границы скажет отрицающему: "Ты уподобил твоего Господа тому, чего не существует, ведь только несуществующее не имеет границы". А тот, кто будет не допускать в отношении Аллаха недостатка и молчать обо всем этом, спасется и последует салафам».
Шейх уль Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773 - 852 гг. х) прокомментировал слова аз-Захаби:
وقوله قال له النافي ساويت ربك بالشيء المعدوم إذ المعدوم لا حد له نازل فانا لا نسلم ان القول بعدم الحد يفضي الى مساواته بالمعدوم بعد تحقق وجوده
«Его слова: "А утверждающий границы скажет отрицающему: "Ты уподобил твоего Господа тому, чего не существует, ведь только несуществующее не имеет границы" являются недействительными. Мы не принимаем, что заявление об отсутствии границы есть уподобление Аллаха с несуществующим после того, как было доказано, что Аллах существует».
Имам Таджуддин ас-Субки (717 - 771 гг.х) сказал по этому поводу «Табакат Шафийия аль-Кубра» (2/12):
فيا ليت شعري من أحق بالإخراج من يجعل ربه محدوداً أو من ينزهه عن الجسمية ؟
«О Боже, кто же достоин для изгнания: тот, кто придает ограничения или тот, кто очищает свое воображение об Аллахе!».
Примечательно, что в книге «Сияр» аз-Захаби также привел эти слова в отношении Ибн Хиббана, но прокомментировав их сам же отверг границы в отношении Аллаха:
قلت : إنكاركم عليه بدعة أيضا ، والخوض في ذلك مما لم يأذن به الله ، ولا أتى نص بإثبات ذلك ولا بنفيه . و من حسن إسلام المرء تركه ما لا يعنيه وتعالى الله أن يحد أو يوصف إلا بما وصف به نفسه ، أو عمله رسله بالمعنى الذي أراد بلا مثل ولا كيف لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ .
«Ваше отрицание границ - это тоже нововведение, углубление в это из того, на что не давал разрешение Аллах! И нет шариатского текста, который бы говорил о наличии или отсутствии этого. Из благого проявления религии человека является оставление им того, что его не касается. Превыше Аллах того, чтобы быть ограниченным или описаным тем, чем Он себя не описал или не научил этому своего посланника с тем смыслом, который не допускает подобия и образа. "нет ничего подобного Ему, и он Слышаший, Знающий"».
Что касается правила "нельзя отрицать в отношении Аллаха то, что Он сам не отрицал", то оно очень слабое. По этой логике получается нельзя отрицать, что Аллах, например, дышит воздухом, или что Он газообразной формы, потому что Аллах не отрицает это прямо в отношении себя. Понятно, что и утвердить этого в отношении Аллаха нельзя, потому что "утверждаем в отношении Аллаха только то, чем Он Сам себя описал", но и не можем получается отрицать потому что "нельзя отрицать в отношении Аллаха то, что Он сам не отрицал".
Ибн Хаджар аль-Аскаляни,
аз-Захаби,
сифаты,
Ибн Хиббан