Таджсим у ханбалитов - выдумка ашаритов?

Sep 07, 2018 16:19


Современные муджассима - ваххабиты, как знающие из их числа, так и всякие невежды, часто высказываются о том, что дескать никакого таджсима и ташбиха не было у ханбалитов и это лишь выдумки ашаритов, которые называли суннитов муджассима и мушаббиха. После этого обычно приводится ряд высказываний саляф о том, что джахмиты обвиняли Ахлю-Сунна в ташбихе. Но только ли ашариты говорили об этом факте?

Имам Абуль-Фаррадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508-597 х/1115-1201 г) сказал в книге «Даф шубах ат-ташбих» (стр. 97):

فقد نصحت التابع والمتبوع فقلت لهم: يا أصحابنا أنتم أصحاب نقل، وإمامكم الأكبر أحمد بن حنبل رحمه الله تعالى يقول وهو تحت السياط: كيف أقول ما لم يقل، فإياكم أن تبتدعوا في مذهبه ما ليس منه، ثم قلتم في الأحاديث(تحمل على ظاهرها)فظاهر القدم الجارحة، فإنه لما قيل في عيسى عليه الصلاة والسلام (روح الله) اعتقدت النصارى لعنهم الله تعالى أن الله سبحانه وتعالى صفة هي روح ولجت في مريم.
ومن قال استوى بذاته المقدسة فقد أجراه سبحانه وتعالى مجرى الحسيات، وينبغي أن لا يهمل ما يثبت به الأصل وهو العقل فإنا عرفنا الله تعالى وحكمنا له بالقِدَمِ، فَلَو أنكم قلتم نقرأ الأحاديث ونسكتُ، لما أنكرَ أحد عليكم، إنما حَمْلُكُم إياها على الظاهر قبيح.
فلا تُدخِلوا في مذهب هذا الرجل الصالح السلفي ما ليس منه فلقد كسيتم هذا المذهب شيئا قبيحا، حتى صار لا يقال عن حنبلي إلا مجسم



Я сделал им наставление: «Ханбалиты, вы последователи великого имама Ахмада ибн Ханбала, не вводите в его мазхаб то, что не относится к нему. Вы приписываете Аллаху то, что Ему не присуще. Как можно говорить то, что Он не говорил? Вы говорите: «Мы всё понимаем буквально», - но буквальный смысл слова «голень» - это орган! А ведь когда говорится, что Иса (мир ему), - «РухуЛлах», христиане утверждают, что это атрибут Аллаха, который слился с Исой (мир ему). Те же, кто сказал: «утвердился Своей Сущностью», - отнесли к Всевышнему то, что относится к телам. Нельзя противоречить тому, что мы однозначно утвердили при помощи разума в отношении Аллаха, а это предвечность. Если бы вы заявили: «Мы читаем хадисы и молчим о них», то никто бы вас не осуждал. Ваша буквальная трактовка хадисов является мерзким деянием. Не вносите в мазхаб этого праведного саляфа (Ахмад ибн Ханбал) то, чего в нем не было. Вы самым мерзким образом опозорили этот мазхаб до такой степени, что при упоминании слова «ханбалит» на ум всегда приходит «муджасим» (антропоморфист)».

Это свидетельство от авторитетного ученого-ханбалита, которого явно не заподозришь в любви к ашаритам. Таджсим был среди ханбалитов и это факт.

Но тут могут муджассима могут возразить, что Ибн аль-Джаузи сам якобы имел проблемы с акыдой и имел схожие с джахмитами воззрения.

Но есть свидетельство другого видного ученого-ханбалита, ученика Ибн Кайима - Зайнуддина ибн Раджаба аль-Ханбали.

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 гг.х) сказал в своей книге «Фадль ильм саляф 'аля ильм халяф» (с. 19):

والصواب ما عليه السلف الصالح من إمرار آيات الصفات وأحاديثها كما جاءت من غير تفسير لها ولا تكييف ولا تمثيل: ولا يصح من أحد منهم خلاف ذلك البتة خصوصاً الإمام أحمد ولا خوض في معانيها ولا ضرب مثل من الأمثال لها : وإن كان بعض من كان قريباً من زمن الإمام أحمد فيهم من فعل شيئاً من ذلك اتباعاً لطريقة مقاتل فلا يقتدى به في ذلك إنما الإقتداء بأئمة الإسلام كابن المبارك. ومالك. والثوري والأوزاعي. والشافعي. وأحمد. واسحق. وأبي عبيد. ونحوهم

«И верным является то, на чём праведные предшественники - прохождение аятов и хадисов о сифатах так, как они пришли - без их разъяснения (тафсир), без придания образа (такйиф), без уподобления - и недостоверно ни от кого из них обратное этому, особенно от имама Ахмада, и они не погружались в их смыслы и не приводили им примеры - даже если некоторые кто жили после смерти имама Ахмада делали что-то из этого, следуя по пути Мукатиля - не следуют ему в этом, а следуют лишь за имамами Ислама подобными Абдуллаху Ибн аль-Мубараку, Малику, ас-Саури, Аль-Аузаи, аш Шафии, Ахмаду, Исхаку, Абу Убейду, и им подобным».

Тут следует отметить два важных момента, согласно пониманию Ибн Раджаба:

1. Праведные предшественники и в частности имам Ахмад не погружались в смыслы сифатов, отвергали образ и не разъясняли их никак. Это есть тафвид, который признают все три группы: ашариты, матуридиты и асариты.
2. Среди последователей имама Ахмада были те, кто пошел по пути Мукатиля, который был муджассим.

Наиболее лояльный к ханбалитам хафиз аз-Захаби отверг таджсим у ханбалитов, но признал, что исключения были:

فعندهم علوم نافعة وفيهم دين بالجملة ولهم قلة حظ في الدنيا والناس يتكلمون في عقيدتهم ويرمونهم بالتجسيم وبأنه يلزمهم؟ وهم بريؤون من ذلك إلا النادر والله يغفر لهم

«Что касается ханбалитов, то у них - полезные знания, и у них, одним словом, религия. Их мало заботит этот мир. Люди говорят об их акиде и обвиняют их в антропоморфизме, и якобы он присущ им. Но они не причастны к нему, за редким исключением, и да простит их Аллах».

Имам Ризкуллах ибн Абдулваххаб ат-Тамими аль-Ханбали (401-488 х/1010-1095 м) говоря о последствиях заблуждений некоторых ханбалитов, которые уподобляли Аллаха творению, сказал:

لقد شان المذهب شيئا قبيحا لا يغسل إلى يوم القيامة

«Поистине, достоинство мазхаба было изгажено настолько, что не очистится до Судного Дня».

[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубах ат-ташбих», стр. 97]

Таким образом мы можем заключить, что заявление о таджсиме ряда ханбалитов исходит не только от ашаритов.

таджсим, ташбих, ашариты, Имам Ахмад, муджассима, ханбалиты

Previous post Next post
Up