Jan 21, 2016 22:03
Шафиитский ученый, имам Камалуддин ад-Дамири (742-808 гг.х/1341-1405 гг.) в своей книге «Наджмуль ваххадж шархуль минхадж» по поводу поздравления христиан с их религиозными праздниками пишет следующее:
يُعزّر من وافق الكفار في أعيادهم ، ومن يمسك الحية ، ومن يدخل النار ، ومن قال لذمي : يا حاج ، ومَـنْ هَـنّـأه بِـعِـيـدٍ ، ومن سمى زائر قبور الصالحين حاجاً ، والساعي بالنميمة لكثرة إفسادها بين الناس ،
«Наказывают [та'зир] подражавшего неверным в их праздниках, и того, кто держал змею или прошел [через] огонь (религиозные обряды неверующих), также того, кто сказал кафиру (зиммий) «о совершивший паломничество!», поздравившего неверного (кафира) с его праздником, назвавшего посетителя кладбища праведников паломником, разносящего сплетни тем самым наводя смуту между людьми».
[См. «Наджмуль ваххадж» (9/244) автор: ад-Дамири аш-Шафии, подобное также цитируется в «Мугъниль Мухтадж» (4/191) автор Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии и в «Хашия аш-Ширвани» на «Тухфат» ибн Хаджара аль-Хайтами]
Следовательно, основополагающее (му'тамад) мнение в шафиитском мазхабе - запрет на поздравления христиан с их религиозными праздниками, ибо в вопросах, в которых не высказались ибн Хаджар аль-Хайтами, ар-Рамли и шейхуль Ислам Закария аль-Ансари (да смилуется над ними Аллах), основополагающим мнением считается мнение Хатыба аш-Ширбини, а он считает запретным поздравление христиан с их религиозными праздниками. Что говорить об основополагающем мнении, если никто из шафиитских исследователей мазхаба не дозволял подобное.
Исключением являются лишь те праздники неверных, которые не относятся к их религии, содержащей в себе куфр, с этими праздниками можно поздравлять, относится хорошо к соседям-христианам не запрещено, также навещать больных или соболезновать им, так как в этих случаях нет связи с их религией.
Хвала Аллаху.
Автор: Ибн Ахмад аль-Цеко
праздники,
христиане,
куфр,
кафиры