Jan 18, 2016 10:41
Распространено такое утверждение, что имам Шамиль построил церковь для перебежавших на его сторону русских солдат.
Это утверждение является весьма сомнительным поскольку, во-первых, Шариат запрещает мусульманину строить церковь. А имам Шамиль, как мы знаем, был знатоком Шариата - ученым, который хорошо был знаком с книгами по фикху.
Ученый-факых, муджтахид шафиитского мазхаба, имам Такъиюддин Али ибн Абдул-Кафи ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) указал в одной из своих фетв, что существует единогласное мнение ученых о запрете строительства церквей:
فَإِنَّ بِنَاءَ الْكَنِيسَةِ حَرَامٌ بِالْإِجْمَاعِ ، وَكَذَا تَرْمِيمُهَا وَكَذَلِكَ قَالَ الْفُقَهَاءُ : لَوْ وَصَّى بِبِنَاءِ كَنِيسَةٍ فَالْوَصِيَّةُ بَاطِلَةٌ ؛ لِأَنَّ بِنَاءَ الْكَنِيسَةِ مَعْصِيَةٌ وَكَذَا تَرْمِيمُهَا وَلَا فَرْقَ بَيْنَ أَنْ يَكُونَ الْمُوَصِّي مُسْلِمًا أَوْ كَافِرًا ، وَكَذَا لَوْ وَقَفَ عَلَى كَنِيسَةٍ كَانَ الْوَقْفُ بَاطِلًا مُسْلِمًا كَانَ الْوَاقِفُ أَوْ كَافِرًا فَبِنَاؤُهَا وَإِعَادَتُهَا وَتَرْمِيمُهَا مَعْصِيَةٌ مُسْلِمًا كَانَ الْفَاعِلُ لِذَلِكَ أَوْ كَافِرًا هَذَا شَرْعُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ .
«Строительство церквей является запретным (харам) по единогласному мнению ученых (иджма’), а также их ремонт. Также сказали факихи: Если будет завещание о строительстве церкви, то оно будет недействительным, потому что строительство и ремонт церкви - это грех. И нет разницы, завещание было написано мусульманином или кафиром. Также будет недействительным вакфу для церкви, и нет разницы, кто дает вакфу, мусульманин или кафир. Строительство и ремонт церкви является грехом, и нет разницы, будет делать это мусульманин или кафир. И это - Шариат Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
[«Фатава ас-Субки», 4/173]
Еще более строже высказался имам Сунны Абуль-Хасан Али ибн Исмаил аль-Аш'ари (260-324 х/874-936 м), которого цитирует ученый-факых маликитского мазхаба Шихабуддин аль-Карафи (ум. 684 х/1285 м):
وقال الشيخ أبو الحسن الأشعري : إرادة الكفر كفر وبناء كنيسة يكفر فيها بالله كفر لأنه إرادة الك
«Сказал шейх Абуль-Хасан аль-Аш’ари: "Желание куфра - куфр (неверие), и строение церкви в которой будут совершать куфр к Аллаху - куфр, поскольку это желание куфра"».
[Аль-Карафи, «аль-Фурук», 1/124]
Поэтому для таких утверждений нужны достоверные, надежные, категоричные доказательства и свидетельства.
Во-вторых. В частности говорится, что церковь была построена в столице имамата Дарго (Ведено).
Дагестанский ученый, зять имама Шамиля и сын шейха Джамалуддина Гази-Кумухского, шейх Абдур-Рахман Гази-Кумухский (1837-1900 гг) писал в своей книге «Китаб ат-тазкират» (Книга воспоминаний) в главе "О положении в Дагестане солдат, перебежавших к нам, или заключенных":
«Теперь (продолжим) краткое изложение о положении бежавших или пленных солдат, находящихся в наших селениях. Вернемся к краткому обзору положения солдат Шамиля, находившихся в Дарго. Мы говорим: когда Шамиль переселился со своими товарищами мухаджирами в Новый Дарго после разрушения в 1844 г. князем Воронцовым Старого Дарго, у него находилось около трехсот солдат, перебежавших к нам из разных мест, или же пленных.
Среди них были часовщики, кузнецы, плотники, мастеровые. Шамиль велел верному своему мюриду Черному Алимаммаду Грубому, назначенному над солдатами (комендантом), построить для них специальный поселок около Дарго, собрать их там и отпустить провизию и обмундирование из казны через казначея Шамиля и дать им полный отдых. Шамиль говорил, что эти солдаты необходимы, в боях они будут при пушках и будут чинить разбитые части пушек.
Алимаммад построил для них поселок и разместил их там как велел Шамиль, и отпустил для них все необходимое. В их распоряжение предоставил землю для посадки капусты, кукурузы, лука и др.
(Солдаты) обосновались там и жили мирно, довольные велением Аллаха и Шамиля. Они обрели покой, жили без притеснения. В комнатах были иконы, которым они поклонялись во время молитв, имели спиртные напитки, изготовленные из винограда, и самогон из проса и других злаков».
В этом тексте не упоминается, что имам Шамиль велел построить для солдат церковь, а лишь говорится, что у солдат в домах были иконы. Это разные вещи.
Далее шейх Абдур-Рахман Гази-Кумухский писал:
«Другой рассказ. Однажды к нам заявились казачьи монахи из России, собирающиеся отправлять свой религиозный культ на чужбине, они были староверами. Они просили Шамиля разрешить им жить на его земле. Тот разрешил, Они построили себе дома на возвышенности близ Дарго, в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Они построили еще одно строение, похожее на часовню. В углах они повесили свои иконы для поклонения. Около домов они посадили немного капусты, лука, кукурузы, и (таким образом) жили спокойно.
Однажды я отправился к ним посмотреть, как они живут. Увидев меня, они оказали мне уважение, подошли ко мне. Они знали моего отца, поэтому разреши и мне войти в свое святилище (букв.: место поклонения), а моим товарищам — нет. Я вошел вовнутрь и увидел там много икон, светильники со свечами. Даже не знаю, откуда они берут эти свечи в чеченских лесах, где вообще нет светильников. Монахи были одеты в длинные до пят балахоны. Все это было для меня любопытно. Затем я вернулся домой».
Опять таки в тексте не говорится, что имам Шамиль велел построить им церковь, а лишь то, что эти монахи воздвигли сами для себя строение похожее на церковь. Это тоже разные вещи.
Также насколько мне известно шейх Мухаммад Тахир аль-Карахи не упоминает то, что имам Шамиль веле построить для русских солдат церковь. Мурадулла Дадаев, зав.кафедры истории Дагестанского Исламского университета, отверг то, что имам Шамиль приказал строить церковь, и подтвердил лишь, то что приводят историки выше.
Имам Абуль Хасан аль-Ашари,
Такиюддин ас-Субки,
куфр,
Имам Шамиль