Тавассуль и истигаса от праведных предшественников (саляф ас-салих). Часть 2
Асар №6
Передал Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг.х) в книге «Сияру Аълямин Нубаля» в пункте о великом мухаддисе Исфахана Ибнуль Мукъри, рассказ от него самого, который приключился с ним и двумя другими великими мухаддисами - ат-Табарани (260-360 гг.х) и Абу Шейх аль-Асбахани (274-369 гг.х):
كنتُ أنا والطَّبَراني، وأبو الشيخ بالمدينة، فضاقَ بنا الوقتُ، فواصلْنا ذلك اليومَ، فلمّا كان وقتُ العِشاء حضَرتُ القبرَ، وقلتُ: يا رسولَ الله الجُوع ، فقال لي الطَّبَراني: اجلِسْ، فإما أن يكونَ الرِّزقُ أو الموتُ. فقمتُ أنا وأبو الشيخ، فحضَر البابَ عَلَويُّ، ففتَحْنا له، فإذا معه غلامان بقُفَّتين فيهما شئٌ كثيرٌ، وقال: شكَوْتمُوني إلى النبي صلى الله عليه وسلم ؟ رأيتُه في النوم، فأمَرَني بحمْل شئٍ إليكم
«Передается от Абу Бакра ибн Абу Али, который сказал, что Ибн аль-Мукри говорил: «Я, Ат-Табарани и Абу аш-Шейх были в Медине и наше время было ограниченным (для еды) и мы в этот день соблюдали непрерывный пост. Когда пришло время ночного намаза, пришел я (Ибн аль-Мукри) к могиле (Пророка) и сказал: «О Посланник Аллаха! Голод!» И сказал мне ат-Табарани: «Садись, придет пропитание или смерть». Я и Абу аш-Шейх встали (на намаз). Затем подошел к дверям один потомок Али и мы открыли ему дверь. При нем было двое юношей и в их руках две большие корзины, в которых было много чего. Сказал он: «Вы ли пожаловались от меня Пророку, да благословит его Аллах и приветствует?! Я увидел его во сне, и он приказал мне, чтобы я принес вам что-нибудь».
[Шамсуддин аз-Захаби, «Сияру Алямин Нубаля», 16/400-401]
Эту историю Аз-Захаби передал так же в своей другой книге, которая называется «Тазкиратуль Хуффаз». А так же передал это Алляма Ибн уль-Джавзи в своей книге «Аль Вафа би Таърифи Фадаилиль Мустафа» без опровержения этого «ширка» великого Мухаддиса Ибнуль Мукъри.
Асар №7
Передал хафиз аз-Захаби (673-748 гг.х) в книге «Сияр а`лям ан-нубаля»:
وقال مصعب بن عبد الله : حدثني إسماعيل بن يعقوب التيمي قال : كان ابن المنكدر يجلس مع أصحابه ، فكان يصيبه صمات ، فكان يقوم كما هو حتى يضع خده على قبر النبي - صلى الله عليه وسلم - ثم يرجع . فعوتب في ذلك ، فقال : إنه يصيبني خطر ، فإذا وجدت ذلك ، استعنت بقبر النبي - صلى الله عليه وسلم . وكان يأتي موضعا من المسجد يتمرغ فيه ويضطجع ، فقيل له في ذلك ، فقال : إني رأيت النبي - صلى الله عليه وسلم - في هذا الموضع
«Сказал Мус’аб ибн Абдуллах, что ему рассказал Исмаил ибн Якуб ат-Таймми: «Мухаммад ибн аль-Мункадир сидел вместе со своими сподвижниками и его оглушало. В это время он вставал и клал свою щеку на могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Его упрекнули за это и он сказал: «Поистине меня постигает опасность и когда я это чувствую, прошу помощи от могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Он приходил в одно место мечети, лежал и валялся там. Ему сказали об этом и он сказал: «Поистине я видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на этом месте»».
[«Сияр а’лям ан-Нубаля», 5/358-359]
Также передал эту историю Ибн Асакир в «Тарих ад-Димишк» , 56/511; «Вафа аль-Вафа» имама ас-Самхуди, 4/1406.
Асар №8
Имам аль-Байхаки (384-458 гг.х) передал в «Шу’аб аль-Иман» следующее:
أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ ، أَخْبَرَنِي أَبُو مُحَمَّدِ بْنُ زِيَادٍ ، نا مُحَمَّدُ بْنُ إِسْحَاقَ الثَّقَفِيُّ ، قَالَ : سَمِعْتُ أَبَا إِسْحَاقَ الْقُرَشِيَّ ، يَقُولُ : كَانَ عِنْدَنَا رَجُلٌ بِالْمَدِينَةِ إِذَا رَأَى مُنْكَرًا لا يُمْكِنُهُ أَنْ يُغَيِّرَهُ أَتَى الْقَبْرَ ، فَقَالَ : أَيَا قَبْرَ النَّبِيِّ وَصَاحِبَيْهِ أَلا يَا غَوْثَنَا لَوْ تَعْلَمُونَا " .
«Рассказал нам Хафиз Абу Абдуллах: рассказал мне Абу Мухаммад ибн Зияд: передал нам Мухаммад ибн Исхак ас-Сакафий, сказав: я слышал Абу Исхака аль-Курший, что он говорил: «Был в Медине человек, который, если видел порицаемое и не мог его остановить, шел к могиле (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) и говорил:
“О, могила пророка и его двух сподвижников, о наша помощь, обратите же внимание, если бы вы только знали”».
[Аль-Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 6/60]
Иснад:
Абу Бакр аль-Байхаки - Абу Абдуллах аль-Хаким - Абу Мухаммад ибн Зияд - Мухаммад ибн Исхак ас-Сакафи - Абу Исхак аль-Кураши.
1. Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 гг.х.) - известный мухаддис, автор сборника «Сунан аль-Кубра», шафиитский факых. Безусловно достоверный и надежный передатчик.
2. Абу Абдуллах аль-Хаким ан-Нишапури (321-405 гг.х.), шейх мухаддисов, автор сборника «аль-Мустадрак», шейх хафиза аль-Байхаки. Достоверный и надежный передатчик.
3. Абу Мухаммад ибн Зияд (ум. 364 или 366 г.х.) - это Абдуллах ибн Мухаммад ибн Али ибн Зияд ас-Саммази. Это шейх имама аль-Хакима от которого он передавал хадисы.
4. Мухаммад ибн Исхак ас-Сакафи (216-313 гг.х.) - это Абуль-Аббас Мухаммад ибн Исхак ас-Саррадж ас-Сакафи ан-Нишапури, шейх уль-Ислам, мухаддис Хорасана. Достоверный и надежный передатчик.
5. Абу Исхак аль-Кураши (ум. 325 гг.х) - это Ибрахим ибн Абдус-Самад ибн Муса ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Али ибн Абдуллах ибн Аббас аль-Хашими аль-Кураши аль-Багдади. Прямой потомок Аббаса ибн Абдуль-Муталиба, да будет доволен им Аллах. От него передавал ад-Даракутни. Надежный передатчик.
Асар №9
Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «Тахзиб аль-асма‘ ва-л-люгат», в биографии сподвижника ‘Укба ибн ‘Амира говорит:
وشهد فتوح الشام، وهو كان البريد إلى عمر بن الخطاب، رضى الله عنه، بفتح دمشق، ووصل المدينة فى سبعة أيام، ورجع منها إلى الشام فى يومين ونصف بدعائه عند قبر رسول الله - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - وتشفعه به فى تقريب طريقه.
«Он участвовал в завоевании Шама и был гонцом к ‘Умару ибн аль-Хаттабу с известием о завоевании Дамаска. Он достиг Медины за семь дней, а вернулся обратно в Сирию (Шам) за два с половиной дня, из-за того, что он сделал дуа возле могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и попросил его ходатайства в сокращении пути (обратно до Сирии)».
[«Тахзиб аль-асма‘ ва-л-люгат», 1/336]
Асар №10
Хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 гг. х) сказал:
وفي كتاب مصباح الظلام في المستغيثين بخير الأنام للإمام شمس الدين محمد بن موسى بن النعمان قال : سمعت يوسف بن علي الزناني يحكي عن امرأة هاشمية كانت مجاورة بالمدينة ، وكان بعض الخدام يؤذيها ، قالت : فاستغثت بالنبي - صلى الله عليه وسلم - فسمعت قائلا من الروضة يقول : أما لك في أسوة ؟ فاصبري كما صبرت ، أو نحو هذا ، قالت : فزال عني ما كنت فيه ومات الخدام الثلاثة الذين كانوا يؤذونني
«В книге «Мисбаху зулям филь мустагъисин би хайриль анам» имама Шамсуддина Мухаммада ибн Муса ибн Ну`мана (аль-Маракиши) говорится: «Я слышал Юсуфа ибн Али аз-Занани, который рассказывал об одной женщине из хашимитов. Она находилась в Медине и некоторые служащие мечети вредили ей. Она сказала: «Я попросила помощи у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и услышала голос из Равзы, который говорил: «Разве я не пример для тебя? Проявляй терпение так же, как терпел я». И затем она рассказывала: «После этого мои проблемы прекратились, а все эти три служащих умерли».
[Ас-Суюти, «Аль-Хави лиль-Фатава», 3/390]
Асар №11
Хафиз Абуль-Касим ибн Асакир (499-571 гг.х) передал случай произошедший с Мухаммадом ибн аль-Мункадиром (ум. 130 г.х), который передал его сын аль-Мункадир:
أَخْبَرَنَا أَبُو مُحَمَّد هبة اللَّه بْن أَحْمَدَ بْن طاوس ، أنا طراد بْن مُحَمَّدٍ ، أنا أَبُو الْحُسَيْن بْن بشران ، أنا أَبُو عَلِيّ بْن صفوان ، نا أَبُو بَكْرِ بْن أبي الدنيا ، حَدَّثَنِي مُحَمَّد بْن الْحُسَيْن ، حَدَّثَنِي أَبُو المصعب مطرف ، حَدَّثَنِي المنكدر بْن مُحَمَّدٍ : أن رجلا من أهل اليمن أودع أباه ثمانين دينارا ، وخرج يريد الجهاد ، وقَالَ له : إن احتجت إليها فأنفقها إِلَى أن آتي إن شاء اللَّه ، قَالَ : وخرج الرجل وأصاب أهل المدينة سنة وجهد ، قَالَ : فأخرجها أبي فنفقها ، قَالَ : فلم يلبث الرجل أن قدم وطلب ماله ، فقَالَ له أبي : عد إلي غدا ، قَالَ : وبات فِي المسجد متلوذا بقبر رَسُول اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مرة ، وبمنبره مرة ، حتى كاد يصبح ، فإذا شخص فِي السواد ، يقول له : دونكها يَا مُحَمَّد ، قَالَ : فمد يده فإذا صرة فيها ثمانون دينارا ، قَالَ : وغدا عَلَيْهِ الرجل فدفعها إليه . .
«Нам рассказал Абу Мухаммад Хибатуллах ибн Ахмад ибн Тавус, нам Турад ибн Мухаммад, нам Абуль-Хусейн ибн Башран, нам Абу Али ибн Сафван, нам Абу Бакр ибн Аби ад-Дунья, мне Мухаммад ибн аль-Хусейн, мне Абуль-Мус’аб Мутраф, мне аль-Мункадир ибн Мухаммад, что человек из Йемена оставил у его отца на хранение 80 динаров и вышел в путь на джихад, сказав ему: “Если у тебя будет нужда в них, то можешь расходовать, пока я не вернусь”. Далее он рассказывает, что тот человек ушел. В дальнейшем у жителей Медины появились трудности, и от сильной нужды отец израсходовал их, а тот человек не заставил себя ждать и через некоторое время вернулся, требуя свои деньги обратно. Отец сказал ему: “Приходи ко мне завтра”. Далее он рассказывает, что отец провел эту ночь в мечети и при этом он искал спасения (т.е. обращался за помощью в разрешении своего вопроса), то у могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то у минбара, пока не рассвело, и в это время в темноте появился некто и сказал ему: “Подойди поближе, о Мухаммад” - и протянул ему руку, и вдруг в ней оказалась тарелка с 80 динарами. Далее он рассказывает: “На следующий день пришел тот человек, и отец вернул ему его деньги”».
[Ибн Асакир, «Тарих Димашк» 56/61]
Асар №12
Передал Хафиз Андалусии Ибн Башкаваль аль-Куртуби (494-578 гг.х) в своей книге:
أخبرنا القاضي الشهيد أبو عبد الله محمد بن أحمد رحمه الله قراءة عليه وأنا أسمع قال: قرأت على أبي على حسين بن محمد الغساني قال: أخبرني أبو الحسن طاهر بن مفوز والمعافري قال: أنا أبو الفتح وأبو الليث نصر بن الحسن التنكتي المقيم بسمرقند قدم عليهم بلنسية عام أربعة وستين وأربع مائة. قال: فحط المطر عندنا بسمرقند في بعض الأعوام قال:فاستسقى الناس مرارا فلم يسقوا. قال: فأتى رجل من الصالحين معروف بالصلاح مشهور به إلى قاضي سمرقند فقال له: إني قد رأيت رأيا أعرضه عليك. قال: وما هو؟ قال: أرى أن تخرج ويخرج الناس معك إلى قبر الإمام محمد بن إسماعيل البخاري رحمه الله وقبره بخرتنك وتستسقوا عنده فعسى الله أن يسقينا قال: فقال القاضي نعم ما رأيت. فخرج القاضي وخرج الناس معه واستسقى القاضي بالناس، وبكى الناس عند القبر وتشفعوا بصاحبه، فأرسل الله السماء بماءٍ عظيم غزير أقام الناس من أجله بخرتنك سبعة أيام أو نحوها لا يستطيع أحد الوصول إلى سمرقند من كثرة المطر وغزارته، وبين خرتنك وسمرقند ثلاثة أميال أو نحوها.
«В Валенсии наступил 464 год. Уже несколько лет у нас в Самарканде не выпадали дожди. Люди неоднократно просили у Аллаха дождя, но дождя так и не было. И тогда подошел к судье Самарканда мужчина, известный своей праведностью и сказал ему: «Поистине, я видел сон, о котором поведаю сейчас тебе». Судья спросил: «Что же за сон?» Тогда праведник начал рассказывать: «я видел, что люди вместе с тобой отправятся к могиле имама Бухари. Его могила в Хартанку (село, которое находится между Бухарой и Самаркандом и в которм похоронен имам Бухари). И мы попросим дождя возле нее. И, возможно, Аллах ниспошлет его нам». Сказал судья: «Как же прекрасно то, что ты увидел». И отправился судья с людьми (туда). Они попросили дождя. Люди заплакали возле могилы имама Бухари, попросили заступничества у имама. И Аллах низвел обильную воду с небес. Люди находились в Хартанку около 7 дней. Никто не мог добраться до Самарканда из-за обильных дождей, хотя между Хартанку и Самаркандом было порядка трех миль».
[Ибн Башкавал, «Силляту фи тарих Аиммати Андалюс», стр. 603]
Начало...
Тавассуль и истигаса от праведных предшественников (саляф ас-салих). Часть 1