Ибн Раджаб аль-Ханбали о псевдосуфизме

Apr 19, 2015 21:48

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 гг.х) сказал в книге «Баян фадль ильм саляф аля халяф»:

ومما أحدث من العلوم الكلام في العلوم الباطنة من المعارف وأعمال القلوب وتوابع ذلك بمجرد الرأي والذوق أو الكشف وفيه خطر عظيم: وقد أنكره أعيان الأئمة كالإمام أحمد وغيره: وكان أبو سليمان يقول أنه لتَمُرُّ بي النكتةُ من نُكَتِ القوم فلا أقبلها إلا بشاهدين عدلين الكتاب والسنة. وقال الجنيد علمنا هذا مقيد بالكتاب والسنة من لم يقرأ القرآن ويكتب الحديث لا يقتدى به في علمنا هذا: وقد اتسع الخرق في هذا الباب ودخل فيه قوم إلى أنواع الزندقة والنفاق ودعوى أن أولياء اللَه أفضل من الأنبياء. أو أنهم مستغنون عنهم وإلى التنقص بما جاءت به الرسل من الشرائع: وإلى دعوى الحلول والاتحاد أو القول بوحدة الوجود. وغير ذلك من أصول الكفر والفسوق والعصيان كدعوى الإباحة. وحل محظورات الشرائع. وأدخلوا في هذا الطريق أشياء كثيرة ليست من الدين في شيء. فبعضها زعموا أنه يحصل به ترقيق القلوب كالغناء والرقص. وبعضها زعموا أنه يراد لرياضة النفوس لعشق الصور المحرمة ونظرها. وبعضها زعموا أنه لكسر النفوس والتواضع كشهرة اللباس وغير ذلك مما لم تأت به الشريعة. وبعضه يصد عن ذكر اللَه وعن الصلاة كالغناء والنظر إلى المحرم. وشابهوا بذلك الذين اتخذوا دينهم لهواً ولعباً
«Из нововведенных знаний - разговоры о внутренних науках и деяниях сердец, и следующих из этого вещах - лишь на основе своего мнения, и ощущения, или озарения (кашфу). Во всем этом - величайшая опасность, и порицали это выдающиеся имамы, как имам Ахмад, и другие.

И также Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Проходит мимо меня одна из их тонких выражений, и я не принимаю его, кроме как с двумя праведными свидетелями - Кораном и Сунной». Сказал аль-Джунайд: «Это наше знание (суфизм) ограничено Кораном и Сунной, и тот, кто не читал Коран, и не записывал хадис - за таким не следуют в этом нашем знании».

И стала широкой дыра в этом разделе, и вошли в нём многие люди в различные виды ереси, лицемерия, и заявления о том, что авлия лучше, чем Пророки, и что авлия не нуждаются в следовании за Пророками, и принижение того, с чем пришли Посланники из шариатских обязательств, и заявления о единстве бытия и растворении Аллаха в творениях, и другие подобные этим основы неверия (куфр), нечестия и ослушания - подобные заявлениям о выходе некоторых авлия достигших определенной степени из Шариата и дозволении совершения запретного в Шариате.

И также они ввели в этот путь (суфизм) многие вещи, которые не имеют никакого отношения к религии. О некоторых из них они заявили, что они являются тренировкой для души - как вожделение запретных изображений, и рассматривание их. И о других вещах они заявили, что это для смягчения сердец - как танцы и песни.

А о некоторых других вещах они заявили, что это нужно делать для преломления своего нафса и увеличения скромности - как надевание разноцветных дырявых одежд, привлекающих взоры и насмешки людей, и тому подобное, с чем не пришёл Шариат.

И многие эти вещи отвращают от поминания Аллаха и молитвы - как песни, и взгляд на запретное, и они уподобились в этом тем, которые «обратили свою религию в потеху и игру» (сура «аль-А'раф», аят 51)».

Ибн Раджаб, псевдосуфии, знание, суфизм

Previous post Next post
Up