Оригинал взят у
al_gidatli в
Можно ли читать тахлиль в азкарах после намаза?Ученый из с. Дарада Мухаммад аль-Махалли, да смилуется над ним Аллах, в свое время отправил письмо к авторитетному ученому Дагестана во время Советской власти, Мухаммаду бин Ахмаду аль-Бадави, да смилуется над ним Аллах, из с. Хвартикуни. Тот спрашивал у него: можно ли читать тахлиль (т.е. выражение «ля иляха илляллаh») в азкарах после обязательных намазов. Ибн Ахмад аль-Бадави ответил следующим образом:
أقول والله تعالى أعلم قولا قبل تحرير الجواب: أن معنى الذكر يشمل على كل العبادات القولية بل كل عامل لله تعالى بطاعة فهو ذاكر لله تعالى كذا في "الأذكار" للنووي فراجه في صفيحة ٥ . فإذا كان لفظ الذكر غير منحصرة في التسبيح والتهليل والتحميد والتكبير علمت أن معنى ما في عبارة "المنهاج" والذكر بعدها أي بعد المكتوبات يشمل على التهليل ولا يخفى هذا وقد أوضحه النووي في "الأذكار" بعد الصلاة في صفحة ٢٤ ما نصه: قال ابن الزبير وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم يهلل بهن دبر كل صلاة انتهى عبارته.
وقال القطب الشعراني في كتابه "كشف الغمة": قال ابن عباس رضي الله عنهما: وكان رفع الصوت بالذكر حين ينصرف الناس من المكتوبات على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم، وما كنا نفرق انقضاء الصلاة إلا برفع الناس أصواتهم بالتكبير. وفيه وكان رسول الله صلى الله عليه وسلم يعقد التسبيح باليد وتارة يعده بالنوى ويقول: "لا يغفلن أحدكم عن التسبيح والتهليل والتقديس" ...إلخ انتهى عبارته.
وفي " حصن الحصين على هامش خزينة الأسرار" ما نصه: من سبح دبر كل صلاة مكتوبة مائة مرة، وهلل مائة مرة، وحمد مائة مرة غفر له ذنوبه وإن كانت أكثر من زبد البحر انتهى عبارته ٦٧ . وفيه في ص ١٦ : وأفضل الذكر القرآن إلا فيما شرع لغيره، وليس فضل الذكر منحصرا في التهليل والتكبير، بل كل مطيع لله تعالى في عمل فهو ذاكر. انتهى. فبهذه الدلائل المنصوصة اتضح لنا كون التهليل دبر المكتوبات مسنونة كغيرها من الأذكار بلا فرق والله تعالى أعلم. وأنا المجبب القاضي الضروري ابن البدوي الخرتكني. حرر في ١٥ محرم الحرام سنة ١٣٨٧.«Я скажу, а Аллах знает лучше: смысл зикра охватывает все богослужения произносимые языком. Более того, каждый кто исполняет богослужение Всевышнему Аллаху, является поминающим Всевышнего Аллаха. Так упомянуто в «Азкаре» у имама ан-Навави, обратись к ней на 5 странице. И когда слово «зикр» не ограничен тасбихом, тахлилем, тахмидом и такбиром, ты узнаешь, что смысл, который имеется в выражении «аль-Минхаджа»: «И является желательным чтение зикра после обязательных молитв» охватывает и тахлиль. И это не является тайным. Это разъяснил имам ан-Навави в «аль-Азкаре» на стр. 24: «Сказал Ибн Зубайр: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал ими тахлиль, после каждого намаза».
Сказал аль-Кутбу аш-Ша`рани в своей книге «Кашфуль-гумма» следующее: «сказал Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: «во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвышение голоса при чтении зикра было когда люди расходились после обязательных молитв. И мы не расходились после завершении намаза, кроме когда люди возвышали голоса чтением такбира». Там же упоминается: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, считал тасбих рукой, а иногда финиковыми косточками и говорил: пусть никто из вас не будет в забвении от чтения тасбиха, тахлиля, тасбиха…».
В «Хиснуль-хасин аля хамиши хазинатиль-асрар» передается следующее: «тот, кто прочитает тасбих после каждого обязательного намаза сто раз, прочитает тахлиль сто раз, тахмид сто раз, то его грехи будут прощены даже если их будет больше чем морская пена». Там же на стр. 16 говорится: «самый лучший зикр это Коран, кроме в тех случаях когда предписано читать другой вид зикра. И достоинство зикра не ограничено в тахлиле и такбире. Напротив, каждый кто проявляет богослужение Всевышнему Аллаху в каком-либо деянии является поминающим Аллаха».
Этими доводами становится ясным для нас что тахлиль после обязательных намазов является желательным, как и другие азкары, без разницы. А Всевышний Аллах знает лучше. И я отвечающий, кадий из-за необходимости (форма само принижения означающая: вынужден стать кадием потому что отсутствуют настоящие кадии - прим. пер.), сын аль-Бадави из с. Хвартикуни. Ответ составлен 15 числа месяца Мухаррам, в 1387 г.».
Краткая биография Мухаммада бин Ахмада аль-Бадави.
Он Мухаммад сын Ахмад-хаджи, да смилуется над ними Аллах, родился примерно в 1917 г., в с. Хвартикуни Гергебильского района, р. Дагестан. Мать его звали Марьям, она умерла когда ему было 5-6 лет. В возрасте 6-7 лет, он поехал в с. Гергебиль учиться в медресе. Здесь преподаватель по имени Салих научил его читать Коран по махраджу и таджвиду. Это было в то время очень престижным в системе обучения учеников, виду того что учителей по таджвиду, было очень мало среди горцев. После окончания этого курса обучения он вернулся в родное село и поступил в местное медресе. Мухаммад учился здесь, пока не пришла Советская власть и не разрушила, и закрыла все медресе и мечети.
Отец Мухаммада, Ахмад-хаджи, был большим ученым, и он взялся за дальнейшее обучение сына исламской науке. Так продолжалось несколько лет. Но и отец не избежал репрессий властей. Он был осужден, выслан и не вернулся с ссылки. Дальше Мухаммад сам работал с книгами и над собой. Он был одарен Аллахом проницательным умом и крепким иманом. Вел аскетический образ жизни. Целиком отдал себя служению Аллаху. Был имамом шести близлежащих селений. Работал дорожным мастером, строил мосты, улучшал дороги, подводил воду.
Однажды досточтимый шейх Саид афанди, да освятит Аллах его душу, так отозвался о нем: «Он был большим факихом». В действительности, после ознакомления с его фетвами, понимаешь его уровень знаний. Он отвечал на многочисленные вопросы ученых, с указанием книги, откуда был взят вопрос. Также много внимания обращал борьбе с адатами и порицаемыми новшествами, распространившимся среди горцев. В частности, в одной из своих фетв он писал следующее:
فسنح لنا من كلام الأئمة أن اصل الدين وعمدته وقوامه ليس بكثرة العبادة، وإنما هو بالنظر إلى إحتراز هذا الأصل العظيم من العاهات والأفات التي عليه من البدع الشنيعة والمنكرات، وسنح أيضا أن الشريعة منقولة محفوظة لا عقلية ولا قياسية، وأما ما يخترعه الإنسان من قبل نفسه فهي بعيد عن وجه الصواب غير معقول عند ذوي الألباب، وإن أكثر القراء والقضاة مصممون على ذلك، فيجب عليهم أن يقلدوا ويستسلموا للحق بلا عناد ويأخذوا ما أتاهم في الكتاب والسنة، ويطلبوا العفو والغفران من الملك العلام من فعلهم البدع إلى الآن.«Мы понимаем из речи имамов что основа религии, ее опора и стержень не бывает частым совершением богослужения. Оно бывает только предохранением этой великой основы от несчастий и бедствий которые исходят от мерзких и порицаемых новшеств. Также мы поняли, что Шариат является переданным по передачам и сохраненным, а не основанный на разуме и логике. Что касается того что выдумывают люди от себя, то оно является далеким от истины, и не вообразимым у обладателей ума. Большинство ученых и кадиев упорствуют в этом. Им обязательно нужно следовать и покориться истине, без упорства. Также брать то что пришло в Коране и Сунне. И просить прощения у Всезнающего Владыки от совершения ими нововведений».
Также он был и большим суфием. Его первым устазом был Мухаммад афанди из с. Уриб, да освятит Аллах его душу, который оставил его на сердечном зикру 20 лет и велел, чтобы тот упорно занялся изучением и распространением различных аспектов исламской науки. В последующем его устазами были - Хамзат афанди, Абдуль-Хамид афанди и Меселасул Мухаммад афанди, да освятит Аллах их души.
Затем в 1987 он вступил под опеку досточтимого шейха Саида афанди, да освятит Аллах его душу. После первого его посещения, он так отозвался о нем: «Он имеет очень высокую степень».
Умер Мухаммад в 1991 году от заболевания сердца. Похоронен в родном селении.
Да наделит нас Аллах его баракатом и шафаатом в Судный День.
Биографические данные взяты у его брата - Мухаммада Сафади.