Обоснованность проведения хатму

Feb 25, 2014 21:23

Оригинал взят у al_gidatli в Обоснованность проведения хатму
Хвала Всевышнему Аллаху одарившему нас несметными благами. Благословения и приветствие Аллаха лучшему из созданий Пророку Мухаммаду, также его семейству, сподвижникам и всем.
Хатму - это собрание суфиев, в котором они совместно поминают Аллаха с целью вызвать довольство Аллаха. Виду того что передаются множество хадисов о достоинстве чтения зикру, а также коллективном его поминании, то суфиями взято в практику собираться в определенное время с целью исполнения этой Сунны.
Однако некоторые не осведомленные люди порицают это действие. Причина этого их невежество о практике и вирдах тасаввуфа. Также поводом для их порицания является некоторые правила и адабы которые присутствуют в хатму.
В этой статье, иншаалла, мы разъясним эти правила со слов самих шейхов, дабы люди поняли суть хатму и то что ее проведение полностью соответствует Шариату.

Проведение хатму в определенное время.
Для проведения хатму нет определенного времени, его можно совершать в любое время, ведь для чтения зикра не установлено определенного времени. Но так как например у муридов нет возможности собираться в любое время, то принято проводить хатму обычно раз в неделю. В частности, у муридов Дагестана это пятница или воскресенье. Время когда у муридов есть наибольшая возможность для собрания. В тоже самое время, эти дни не имеют никакого предпочтения над другими днями.
Хасан афанди, да освятит Аллах его душу, отвечая на вопросы ученого Удурат из с. Урада, писал следующее:
واما بعد الصلوات الشريفة يوم الجمعة او ليلته ولا وقت مخصوص لها ليلا ونهارا !!
«Что касается после прочтения почтенных салаватов в пятничный день или ночь, и нет определенного времени для нее, ни днем ни ночью…».
Авторитетный ученый Дагестана Ахмад аль-Бадави из с. Хвартикуни, да смилуется над ним Аллах, отвечая на вопрос: можно ли проводить хатму в определенное время, писал:
يستعمل الختم في اي وقت شاء سواء كان ليلة الاثنين او ليلة الجمعة او غيرهما على وفق الحاجة
«Хатму проводят в любое время в соответствии с нуждой, будь это воскресенье, пятница или другое время».

Закрывание дверей и окон в помещении где проводят хатму.
Во время чтения хатму, в помещении принято закрывать двери и окна. Причину этого разъясняет Хасан афанди, да освятит Аллах его душу, в своей книге «Хадийяту аз-закирин» на стр. 260:
واما غلق الابواب والكوات عند ختم السادة النقشبندية فلئلا يشغلهم الناظرون عن الحضور والخضوع والخشوع ، ولدفع الخواطر، فهذا امر مسنون، لما روى أحمد بن حنبل في مسنده عن شداد بن أوس بإسناد حسن قال: " كنا عند النبي صلى الله عليه وسلم فقال عليه الصلاة والسلام "هل فيكم غريب؟" يعني اهل الكتاب أو من لم يطلع بعد على أسرار الشريعة، فقلنا: لا يا رسول الله، فأمر بغلق الباب . الحديث . وقد مر في بحث تعليم الذكر .
ولما ورد في صحيح البخاري في باب غلق ابواب الكعبة والمساجد: أن النبي صلى الله عليه وسلم وبلالا وأسامة وعثمان بن طلحة دخلوا الكعبة ثم أغلقوا الباب فلبثوا فيه ساعة ، ثم خرجوا .
قال ابن عمر فسألت بلالا ، فقال: صلى فيه.
وفي البخاري أيضا في باب اغلاق البيت عن سالم عن أبيه: أنه قال: دخل رسول الله صلى الله عليه وسلم البيت هو وأسامة بن زيد وبلال وعثمان بن طلحة ، فأغلقوا عليهم ، فلما فتحوا كنت أول من ولج فلقيت بلالا فسألته هل صلى رسول الله صلى الله عليه وسلم؟ قال: نعم ، بين العمودين اليمانيين. وهذا أمر مرغوب في كثير من العبادات ، وذلك أجمع الحواس على القلب وأبلغ في الحضور، وكما تكره الصلاة تلقاء وجه الرجل وخلف النائم والمتحدث عند الحنفية والمالكية، يكره الختم في حضور غير المنتسبين لهذه الطريقة العلية، وكذا ترك الابواب مفتوحة وهو من آدابهم القديمة.
«Что касается закрытия дверей и окон при совершении хатму накшубандийского тариката, то это чтобы их не отвлекали смотрящие от хузура, смиренности и покорности. Также чтобы отвергать посторонние мысли. Это является желательным делом, потому что передал Ахмад бин Ханбал в своем «Муснаде» от Шаддада бин Авса хорошим иснадом следующее: мы были возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: есть ли среди вас чужие? т.е. ахлюль-китаб или те, кто еще не ознакомился с тайными смыслами Шариата. Мы сказали: нет о Посланник Аллаха. И он повелел закрыть дверь». Прошел уже этот хадис в исследовании обучения зикра.
Также потому что передается в «Сахихе» аль-Бухари в разделе «закрывание дверей Каабы и мечетей», что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Биляль, Усама и Усман бин Тальха вошли в Каабу, а затем закрыли дверь. Они пробыли там некоторое время, а потом вышли. Сказал Ибн Умар: я спросил Биляля и он сказал: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил там намаз.
У аль-Бухари также в разделе «закрывании Каабы» от Салима от его отца передается что он сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Усама бин Зайд, Биляль и Усман бин Тальха вошли в Каабу и за ними закрыли дверь. А когда открыли, я был первым кто проник туда и я встретил Биляля и спросил его: совершил ли там Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз? Он сказал: да, между двумя Йеменскими столбами.
Это является желательным делом во многих богослужениях. И это более собирает чувства на сердце и более доводит до хузура. Как является нежелательным совершать намаз напротив лица человека и за спящим и разговаривающим по мнению ханафитов и маликитов. Так и нежелательно проводить хатму в присутствии тех, кто не относится к этому возвышенному тарикату. И также нежелательно оставлять двери открытыми. Это из давнишних адабов».
Препятствие не муридам присутствовать на хатму.

Также принято не пускать на хатму тех, кто еще не является муридами. Причину этого также объясняет Хасан афанди в той же книге на стр. 261:
ولأنه إن كان ممن يقر هذه الطريقة ويريد بدخوله العبادة والقربة فلا بد له أولا من الانتساب والتعلم من أهله، وإن كان مراده التفرج وامرار الوقت وتضييعه فهذا لا يجوز، وإن كان مراده الاستخفاف والاستهزاء بالذاكرين فهذا كفر، وعلى كل حل منعه أولى صيانة له ولهم.
«…и потому что, если он будет из тех, кто признает этот тарикат и желает присутствием там, совершить богослужение, то ему сначала надо относиться к этому тарикату и изучить ее у шейхов (т.е. смысл и значение практик тасаввуфа - прим. пер.). Если его целью будет развлечение, и пустое времяпровождение, то это не разрешается. А если его целью будет проявление неуважения и издевательство над поминающими, то это куфр. В любом случае, препятствовать ему в этом, более безопасней для него и для них».

Закрывание глаз при чтении хатму.
Шейхи советует закрывать глаза при чтении хатму. Об этом говорит Хасан афанди, да освятит Аллах его душу, там же на стр. 228:
وأما تغميض العينين، فلقطع الخواطر التي يوجبها النظر، ولكمال الخشوع وهذا أيضا أمر مسنون لأمره صلى الله عليه وسلم عليا كرم الله وجهه حين علمه طريق الذكر بقوله "يا علي غمض عينيك" الحديث. لكنه في الصلاة يكره تنزيها إلا لكمال الخشوع، فلا يكره بأن خاف فوت الخشوع بسبب رؤية ما يفرق الخاطر، بل قال بعض العلماء أنه الأولى وأنه ليس ببعيد. كذا في "الحلية" و"البحر" و "الدر المختار" وإبن عابدين.
«Что касается закрывания глаз, то чтобы это удалило лишние мысли, которые вызывает взгляд, и для обретения полноценной смиренности. Это также является желательным делом, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел так Али, да возвеличит его Аллах, когда обучал его методу чтения зикра словами: «О Али, закрой глаза». Однако в намазе это является нежелательным, кроме для обретения полноценной смиренности. Это не будет нежелательным, если он боится упустить смиренность по причине того что увидит то что рассеивает мысли. Даже некоторые ученые сказали, что это предпочтительней и не является далеким. Так передается в «аль-Хульяте», «аль-Бахре», «ад-Дурруль-мухтар» и в книге Ибн Абидина».

Чтение некоторых молитв в определенном количестве.
Известно из достоверного хадиса что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил чтобы богослужения были в постоянном количестве, хоть и в малом. В связи с этим муриды стараются читать зикры в определенном количестве. Нет проблем самому ограничить чтение зикра в определенном количестве, главное не быть убежденным что это является из Сунны.
Хасан афанди пишет в «Хадийяту аз-закирин» на стр. 259:
وأما تخصيص العدد في الختمات والذكر والصلاة فمشروع أيضا، لقوله عليه الصلاة والسلام لمعاذ بن جبل "يا معاذ، كم تذكر كل يوم اتذكر عشرة آلاف مرة؟" الحديث.
«Что касается ограничения количества в хатму, зикре и салавате, то это также является узаконенным, из-за слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказанных Муазу бин Джабалю: О Муаз, сколько раз в день ты поминаешь Аллаха? Поминаешь ли десять тысяч раз?».
По этой причине муриды стараются читать зикру постоянно в определенном количестве. Чтобы контролировать это количество используют разные средства. Обычно раздают камешки присутствующим в том количестве в котором они собираются читать зикру.

Вот так объясняют эти действия шейхи тариката. Все просто, ясно и понятно. И самое главное все эти действия имеют основу. Поэтому у тех, кто порицает подобное нет никаких оснований.
Да содействует нам Аллах понять его религию и исполнять ее наказы.
И хвала Аллаху Господу миров!

хатму, Хасан аль-Кахиби, зикр, суфии

Previous post Next post
Up