Великий сподвижник Абдуллах ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
الاقتصاد في السنة أحسن من الاجتهاد في البدعة
«Умеренность в Сунне лучше, чем проявление усердия в нововведении».
[Передал аль-Хаким в «аль-Мустадрак», №
358; аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра», №
4360. Аль-Хаким назвал достоверным, а аз-Захаби с ним согласился]
Имам Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 х/1606 м) комментируя слова Ибн Мас`уда говорит:
لانها قوبلت بالسنة الثابتة ولا شك انها خير من البدعة الحسنة ولا معنى لمقابلتها ببدعة الضلالة اذ لا خير فيها في جميع الحالة لا محالة
«…поскольку его (новшество) сопоставляют с установленной Сунной и нет сомнения, что Сунна лучше, чем хорошее новшество. Но нет смысла сопоставлять его с новшеством-заблуждением так как, несомненно, нет блага в нем во всех состояниях [как в умеренности, так и в усердии]».
[Али аль-Кари, «Шарх аш-Шифа ли Кади Ийяд»]
Пользы:
1. Если есть выбор между Сунной и хорошим новшеством, то несомненно предпочтение отдается Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Хорошее новшество/бид`а хасана - законно в Шариате.
3. Если какое то деяние называется хорошим новшеством/бид`а хасана, то это не означает, что оно не имеет никакого отношения к Сунне и полностью выдуманно, напротив, хорошее новшество обязательно должно иметь основу не противоречащую Сунне, ибо в противном случае оно называется дурным новшеством.
4. Слова Ибн Мас`уда не противоречат тому определению новшества, которое дает имам аш-Шафии и другие ученые.