Sep 02, 2013 13:17
Имам аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м) сказал комментируя слова Аллаха: «Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (42:11):
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلْبَصِيرُ قيل: إن الكاف زائدة للتوكيد؛ أي ليس مثله شيء...
والذي يُعتقد في هذا الباب أن الله جل ٱسمه في عظمته وكبريائه وملكوته وحسنى أسمائه وعليّ صفاته، لا يشبه شيئاً من مخلوقاته ولا يشبّه به، وإنما جاء مما أطلقه الشرع على الخالق والمخلوق، فلا تشابه بينهما في المعنى الحقيقي؛ إذ صفات القديم جل وعز بخلاف صفات المخلوق؛ إذ صفاتهم لا تنفك عن الأغراض والأعراض، وهو تعالى منزّه عن ذلك؛ بل لم يزل بأسمائه وبصفاته على ما بيّناه في (الكتاب الأسنى في شرح أسماء الله الحسنى)، وكفى في هذا قوله الحق: { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ }. وقد قال بعض العلماء المحققين: التوحيد إثبات ذات غير مشبهة للذوات ولا معطّلة من الصفات. وزاد الواسطيّ رحمه الله بياناً فقال: ليس كذاته ذات، ولا كٱسمه ٱسم، ولا كفعله فعل، ولا كصفته صفة إلا من جهة موافقة اللفظ؛ وجلّت الذات القديمة أن يكون لها صفة حديثة؛ كما استحال أن يكون للذات المحدثة صفة قديمة. وهذا كله مذهب أهل الحق والسنة والجماعة. رضي الله عنهم!
«Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». Сказали, что частица «каф» (в аяте) добавлена для усиления смысла. То есть, нет подобного Ему ничего…
То, что должны исповедовать касательно этого раздела - это то, что Всевышний Аллах не подобен ни чему из своих творений и они не подобны Ему. Что касается того, что в Шариате употреблено в отношении Творца и творений, то нет между ними подобия (если смотреть) на действительное значение (употребляемых выражений в отношении каждого). Атрибуты Безначального, Вечного Всевышнего отличаются от атрибутов созданий, так как их атрибуты не бывают свободными от всяких явлений и задач. А Аллах Всевышний чист от этого, напротив Он вечен вместе со Своими именами и атрибутами, согласно тому, как мы разъяснили в книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», и достаточно в этом Его истинных слов: «Нет ничего подобного Ему».
Некоторые из ученых-исследователей (мухаккики) сказали: «Единобожие (таухид) - это утверждение сущности не подобной другим сущностям и (в тоже время) не лишенной атрибутов (сифатов)».
Аль-Васити, да смилуется над ним Аллах, добавив разъяснение, сказал: «Нет сущности подобной Его сущности и нет имени подобного Его имени и нет действия подобного Его действиям и нет атрибута подобно Его атрибутам, кроме как со стороны произношения (лафза)».
Превыше безначальная/предвечная сущность от того, чтобы иметь сотворенные атрибуты, которые имеют начало. Подобно тому, как невозможно для сотворенной сущности иметь безначальные/предвечные атрибуты. Это все является путем людей истины, Сунны и джамаата, да будет доволен ими Аллах».
[«Аль-Джами аль-Ахкам аль-Куран», 8/16]
тафсир,
аль-Куртуби