На
сегодняшний день одним из многочисленных не правильно обученных вещей, по
поводу которых мусульманам надо проявляет беспокойство, является вопрос
возмещения пропущенных намазов.
К
примеру, возникает вопрос, как поступать тем, которые с детства приняли основы
веры, но оставляли намазы, и только к 20 годам начали совершать их, нужно ли им
возмещать эти пропущенные намазы?
Если
должен возмещать, то каким образом надо возмещать?
Для
каких категорий людей необходимо возмещение намазов?
[1]. В Энциклопедии по Фикху «Аль-Кувейтийя» говорится:
مَن يجبُ عليه القضاءُ :
اتفق الفقهاءُ على وجوبِ قضاءِ الصلاةِ
الفائتةِ على الناسِي والنائمِ ، كما يَرى الفقهاءُ وجوبَ قضاءِ الفَوائتِ على السَّكْرانِ
بالمحرَّم .
ولا خِلافَ بيْنهم في أنه لا يَجبَ قضاءُ
الصلواتِ على الحائضِ والنُّفَساءِ والكافرِ الأصْلِي إذا أسلمَ .
واختَلفوا في وجوبِ القضاءِ على تاركِ الصلاةِ
عَمْدًا ، والمرتدِّ ، والمجنونِ بعْدَ الإفاقةِ ، والمُغمَى عليه ، والصَّبِيِّ إذا
بلَغ في الوقْت ، ومَن أسلمَ في دارِ الحرْبِ ، وفاقِدِ الطَّهُوريْنِ .
فأما المتعمِّد في الترْك ، فيرَى جمهورُ
الفقهاءِ أنه يلزَمه قضاءُ الفوائتِ ، ومما يدلُّ على وجوبِ القضاءِ حديثُ أبي هريرةَ
رضي الله عنه : « أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أمَر المُجامِعَ في نَهارِ رمضانَ
أن يصُومَ يومًا مع الكفّارةِ » أي بدَلَ اليوْمِ الذي أفسَدَه بالجِماع عَمْدًا ،
ولأنه إذا وجبَ القضاءُ على التاركِ ناسيًا فالعامِدُ أوْلى
«Те, которым возмещение обязательно:
Факихи единогласны во мнении, что обязательно/ваджиб
возмещать пропущенные намазы тому, кто забыл или пропустил проспав, так же,
тому, кто опьянел в результате употребления запретных вещей.
И нет разногласия между ними (факихами), что нет
обязательности в возмещении пропущенных намазов для женщин, у которых были
месячные и послеродовые кровотечения, и для кяфира асли, когда он принимает
Ислам.
И есть у них разногласие в обязательности возмещения
намаза для того, кто пропустил преднамеренно, для муртада/вероотступника, для
умалишенного когда к нему вернется ум, для потерявшего сознание, для подростка
достигшего зрелости и для того, кто принял Ислам в даруль харбе и не нашел
возможности совершить очищение ни водой, ни землей.
Что касается того, кто оставил намаз преднамеренно, то
большинство факихов считают, что возмещение для него необходимо. И одним из далилов на обязательность возмещения это
хадис Абу Хурайры, радийаЛлаху анх:
«Повелел Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, тому, кто
днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с каффара/искуплением
за это, продержать и один день поста».
То есть, взамен тому дню, который был нарушен,
преднамеренно, половым сношением.
А другой далил: Если обязательно возмещать оставленный по
забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее
(первичнее)».
Источник:
Аль Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтийя: 34/26
Кувейт: 1404-1427
[2]. Алляма Ибн Къуддама
(541-620 х/ 1146-1223 м) из ханбалитских факихов, когда говорил о единогласии
мусульман в том, что оставивший намаз не является кяфиром, затронул вопрос
возмещения намазов и указал о единогласии ученых и в этом:
ولأن ذلك إجماعُ المسلمينَ ، فإنا لا نعلَم
في عصْرٍ مِن الأعْصار أحدًا مِن تاركِي الصلاةِ تُرِك تغسيلُه ، والصلاةُ عليه ، ودفنُه
في مَقابرِ المسلمينَ ، ولا مُنع ورثتُه ميراثَه ، ولا مُنع هو ميراثَ مورِّثِه ، ولا
فُرِّق بين زوْجينِ لترْكِ الصلاةِ مِن أحدهما ؛ مع كثرةِ تاركِي الصلاةِ ، ولوْ كان
كافرًا لثبَتتْ هذهِ الأحكامُ كلُّها ، ولا نعلَم بينَ المسلمينَ خلافًا في أنّ تاركَ
الصلاةِ يَجب عليه قضاؤُها ، ولو كان مرتدًا لم يجبْ عليه قضاءُ صلاةٍ ولا صيامٍ
وأما الأحاديثُ المتقدِّمةُ فهي على سبيلِ
التغليظِ ، والتشبيهِ له بالكفّارِ ، لا على الحقيقةِ
«Потому что это (то, что оставляющий намаз не является
кяфиром) единогласие/иджмаъ мусульман.
Так как мы не знаем в каком либо веке ни одного, из
оставивших намаз, чтобы его не омывали после смерти, не совершали погребальный
намаз над ним и не хоронили на мусульманском кладбище. А также не запрещали его
наследникам наследовать, и чтоб он наследовал понаследству. А также не
разлучали мужа с женой из-за того, что кто-то из них оставил намаз, несмотря на
то, что оставляющих намаз много.
Если бы оставляющий намаз являлся бы кяфиром, то все эти
хукмы приводились бы в исполнение.
Мы не знаем, чтобы среди мусульман было разногласие в
том, что оставивший намаз обязан возмещать его. Если бы оставляющий намаз являлся бы вероотступником, то
ему необязательно было бы возмещать намаз и пост.
А вышеупомянутые хадисы (о том, что оставляющий намаз
является кяфиром) в смысле устрашения и, что (оставляющий намаз) подобен
неверному, но не в действительном смысле».
Источник:
Ибн Къудама: Аль Мугъни: 3/357-358
Рияд: Дару Алямиль Кутуб: 1417/1997
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=526&pid=2008&st=0entry2008