Mar 28, 2012 21:09
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/ 1445-1505 м) сказал в своей фетве, разъясняя куфр тех, кто исповедует акыду «хулюль»:
القول بالحلول والاتحاد الذي هو أخو الحلول، أول من قال به النصارى إلا أنّهم خصّوه بعيسى إلى أن قال: وأما المتوسمون بسمة الإسلام فلم يبتدع أحد منهم هذه البدعة إلى أن قال: "... غير أن طائفة من غلاة المتصوفة نقل عنهم أنهم قالوا بمثل هذه المقالة وما زالت العلماء ومحققو الصوفية يبنون بطلان القول بالحلول والاتحاد وينبهون على فساده ويحذرون من ضلاله".
وقال الامام الرازي في كتاب "المحصل في أصول الدين": مسألة: الباريء تعالى لا يتحد بغيره، لأنه حال الاتحاد إن بقيا موجودين فهما اثنان لا واحد، وان صارا معدومين فلم يتحدا، حدث ثالث وإن عدم أحدهما وبقي الآخر فلم يتحدا، لأن المعدوم لا يتحد بالموجود.
وقال القاضي عياض في كتابه "الشفاء" ما معناه: أجمع المسلمون على كفر أصحاب الحلول ومن ادعى حلول الباريء سبحانه في أحد الأشخاص كقول بعض المتصوفة والباطنية والنصارى والقرامطة.
وقال الشيخ عز الدين بن عبد السلام في قواعده الكبرى: "ومن زعم أن الإله يحل في شىء من أجساد الناس أو غيرهم فهو كافر" انتهى ملخصًا.
«Слова о слиянии и единстве бытия, которое является равнозначным слиянию, то первые кто говорили об этом были христиане, однако выделив это только с Исой, мир ему... что касается тех, кто отличается признаком Ислама, то ни один из них не ввел эту ересь... кроме группы из крайних псевдосуфиев. Передаются от них слова подобно этим изречениям, и не переставали ученые и критики из суфиев, разъяснять ложность мазхаба слияния и единства бытия и указывать на его порочность и предостерегать от его заблуждений.
Сказал имам Фахруддин ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) в книге «Мухсаль фи усулу ддин»: «Всевышний не сливается с другими, потому что при слиянии, если они оба останутся, то они оба будут (считаться как) двое, а не одним. Если они оба превратятся в не бытье, то они не сльются ... если же один (превратится) в не бытье, а другой останется, то (тогда тоже) они не сльются, поскольку отсутствующее не может слиться с существующим!».
Сказал имам Кади Ийяд (476-544 х / 1083-1149 м) в книге «Шифаъ» похожее по смыслу: «Есть иджма (единогласие) мусульман на куфре последователей хулуля (слияния) и того, кто призывает к слиянию Всевышнего в одного из людей, подобно словам некоторых псевдосуфиев, батынитов, христиан, и каррамитов».
Сказал имам Иззуддин ибн Абдуссалям (577-660 х/1181-1262 м) в книге «Каваид»: «Кто предполагает, что его божество сливается в чем-либо из тел людей или других, то он кафир».
[«Аль-Хави лиль-Фатава», 1/129]
хулул,
Джалалуддин ас-Суюти,
акыда,
Кади Ийяд,
Фахруддин ар-Рази,
Ибн Абдуссалям