Mar 24, 2012 19:36
Шейхуль Ислам Такъиюддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в своей книге «ас-Сайф ас-сакыль»:
والفرقة الأشعرية هم المتوسطون في ذلك وهم الغالبون من الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة وسائر الناس.
وأما المعتزلة فكانت لهم دولة في أوائل المائة الثالثة ساعدهم بعض الخلفاء ثم انخذلوا وكفى الله شرهم.
وهاتان الطائفتان الأشعرية والمعتزلة هما المتقاومتان وهما فحولة المتكلمين من أهل الإسلام، والأشعرية أعدلهما لأنها بنت أصولها على الكتاب والسنة والعقل الصحيح.
وأما الحكمة اليونانية فالناس مكفيون شرها، لأن أهل الإسلام كلهم يعرفون فسادها ومجانبتها للإسلام.
وأما الحشوية فهي طائفة رذيلة جُهَّال ينتسبون إلى أحمد وأحمد مبرأ منهم. وسبب نسبتهم إليه أنه قام في دفع المعتزلة وثبت في المحنة ، نقلت عنه كليمات ما فهمها هؤلاء الجهال فاعتقدوا هذا الاعتقاد السيئ وصار المتأخر منهم يتبع المتقدم، إلا من عصمه الله وما زالوا من حين نبغوا مستذلين ليس لهم رأس ولا من يناظر وإنما كانت لهم في كل وقت ثورات ويتعلقون ببعض أتباع الدول ويكفي الله شرهم، وما تعلقوا بأحد إلا كانت عاقبته إلى سوء , وأفسدوا اعتقاد جماعة شذوذ من الشافعية وغيرهم ولا سيما بعض المحدثين الذين نقصت عقولهم أو غلب عليها من أضلهم فاعتقدوا أنهم يقولون بالحديث. ولقد كان أفضل المحدثين في زمانه بدمشق ابن عساكر يمتنع من تحديثهم ولا يمكنهم أن يحضروا مجلسه وكان ذلك أيام نور الدين الشهيد وكانوا مستذلين غاية الذلة.
«Ашариты - это срединная группа, они в большинстве Шафииты, Маликиты, Ханафиты, великие ученые из числа Ханбалитов и другие люди.
А что касается му’тазилитов, то у них была власть в начале третьего столетия, им помогали некоторые халифы, а затем они потерпели поражение и Аллах защитил нас от их зла.
Эти обе группы, Ашариты и му’тазилиты, - противоборствующие группы, они превосходящие мутакаллимы (теологи) из числа мусульман. Ашариты правдивее, чем му’тазилиты, потому что они опираются на Коран, Сунну и здравый разум.
Что касается греческой философии, то люди защищаются от их зла, потому что все мусульмане знали об их несправедливости и уклонения от Ислама.
Что касается хашавитов (мушаббиха), то эта группа невежд, которые приписывают себя к Имаму Ахмаду, а он чист от них. Причиной их приписывания к нему служило то, что он стал против му’тазилитов и устоял в тяжелом испытании. От него переданы некоторые слова которые эти невежды не поняли, и они взяли для себя мерзкие убеждения. Последующие из них следовали за предыдущими, кроме тех, кого Аллах сохранил. Они не переставали быть униженными с тех пор как появились, у них нет главного, и нет того, кто может вести диспут. В каждую эпоху у них были движения, они цеплялись за некоторыми подданными государств, и Аллах избавил нас от их зла. И не связывались они ни с кем, иначе как его конец был бы плохим.
Они испортили убеждение редких групп из числа шафиитов и других, особенно некоторых мухаддисов, у которых уменьшились разумы или одержали вверх над ними те, которые заблудили их, и они были убеждены в том, что они говорят, основываясь на хадисах. Самый превосходный из мухаддисов своего времени в Дамаске Ибн Асакир отстранялся от разговора с ними и не давал им возможность присутствовать в его маджлисе. Это все было во время Нуруддина аш-Шахида. И они были униженными крайним унижением».
[Такъиюддин ас-Субки, «ас-Сайф ас-сакыль фи радд аля Ибн Зуфайль», стр. 22, 23]
ашариты,
Такиюддин ас-Субки,
мутазилиты,
хашавиты,
Ахлю Сунна