Хотите - верьте, хотите - нет, но гонконгская "Революция зонтиков" продолжается.
Впрочем, весёлое слово "революция" здесь всё чаще заменяют на что-нибудь более унылое (и менее тревожное).
Hong Kong Federation of Students в революционных твиттах вместо яростного хэштега #umbrellarevolution ставит теперь беспомощный #umbrellamovement.
(А ведь хэштеги и твиттер заменяют современному революционеру устаревшие почту и телеграф).
Увы, приходится признать, что ничего подлинно революционного The Umbrella Revolution совершить пока не смогла.
Впрочем у реакционеров, контрреволюционеров и прочих сторонников стабильности и порядка по-пекински особых причин для радости тоже нет.
Девять бурных революционных дней пронеслись стремительно. Протестующие и власть старались как могли - демонстрировали решительность и бескомпромиссность.
И почти каждый день предъявляли друг другу разнообразные ультиматумы.
Сперва восставший народ, в лице студенческих вожаков, призвал к ответу
Chief Executive CY Leung - нынешнего главу Гонконга, которого и предполагается демократично (точнее - пока не очень демократично) переизбрать через два года.
Гонконгскому лидеру предлагалось уйти в отставку до 1 октября - дня рождения КНР, который в этом году исполнен особого пафоса в связи с 65-летним юбилеем. Невежливые протестующие сильно подпортили местную версию праздника. Даже традиционные фейерверки пришлось отменить.
Дедушка Leung со времён своего назначения пользуется неизменной популярностью и народной любовью.
Потому неудивительно, что взволнованные горожане вечером высыпали на улицы, дабы это долгожданное событие отпраздновать (эпичное видео с высоты дронского полёта можно посмотреть
здесь) .
(фото конфисковано для нужд революционной прессы у HKDemoNow)
Да вот только CY Leung добровольно отправляться на заслуженную пенсию почему-то не захотел.
Хотя старик всё-таки уделил революционерам несколько своих государственной важности минут - сообщил, что никак не может уйти в отставку. Потому что без него демократию в Гонконге строить некому.
Вожди революции, похоже, никак не могли представить, что кто-то - а тем более жалкий дедушка Leung - рискнёт не выполнить требования революционного ультиматума.
Никакого "а если не" их планы, судя по всему, не предусматривали. Как в классическом детском анекдоте - "А если не уйдёшь - будет как вчера".
Поэтому 2-го октября было именно что - как вчера: протестующие протестуют, перекрывают дороги и
поют революционные песни. А правительство и полиция делают вид, что ничего не происходит.
Некоторые комментаторы поспешили предположить, что многомудрый Leung решил переждать бурю: пройдёт неделя-другая и бесплодные протесты умрут своей смертью.
Но китайский мудрец просто советовался со своими вечно живыми и легитимными коллегами.
Вечером в пятницу в Гонконге появились местные
титушки.
(фото экспроприировано у Alex Ogle)
Гонконг вполне заслуженно считается одним из самых безопасных городов на нашей обыкновенно не вполне безопасной планете. Уличная преступность тут сохранилась, по преимуществу, в знаменитых гонконгских боевиках.
Так что появления организованных групп в масках, избивающих мирных демонстрантов, мало кто ожидал. Полиция, на прошлой неделе не пожалевшая слезоточивого газа и дубинок для мирных и безоружных студентов, на этот раз почему-то спасовала.
Поэтому изумлённым гонконгцам пришлось наблюдать вот такие (весьма необычные для нашего мирного городка) картины:
(фото экспроприировано у HKFS)
Стоит ли удивляться, что козырь дедушки Leung'а опять не сыграл. Ну то есть сыграл, конечно, но не слишком удачно.
На следующий день действия (точнее - бездействие) полиции осудили все - от католической церкви до ректоров университетов, от политиков до Amnesty International.
Полиции пришлось оправдываться и даже арестовать три десятка титушек.
У которых неожиданно - сюрприз! - обнаружились связи со знаменитыми гонконгскими триадами. Протестующие, впрочем, в этом не сомневались изначально. Как и в том, что бригады местных "титушек" организованы правительством.
Когда я рассказываю эту историю друзьям из России, они обычно недоумевают, с чего вдруг революционеры ищут защиты от бандитов у полиции.
Ну вот так у избалованной гонконгской публики принято - полицию налогоплательщики нанимают вовсе не для того, чтобы она покрывала бандитов, работающих на важного барина. А совсем наоборот - для того чтобы эта самая полиция защищала граждан. В том числе тех граждан, которые реализуют свои презренные либеральные свободы - вроде свободы собраний и свободы слова.
Такой уж странный народ эти гонконгцы. Ну а чего вы хотите от снобов, организующих на баррикадах раздельный сбор мусора.
На следующий день властям пришлось сменить тактику. Вместо бандитов разгонять протестующих отправились специально обученные рассерженные горожане - пожилые и не очень. Однако усовестить лодырей-студентов ("идите учиться - тунеядцы"), подрывающих местный вариант "стабильности", и примкнувших к ним понаехавших ("убирайтесь из нашего города") европейцев не удалось. Не помогли и призывы "не мешать проходу граждан" и "пропустить детишек в школу".
Революционеры оказались людьми грубыми, чёрствыми, к оскорблённым чувствам организованных "простых граждан" равнодушными. Миссия титушек-light провалилась, и сами они куда-то подевались к исходу дня.
Все мои местные знакомые, видевшие антиоккупайцев живьём, утверждают, что это - проплаченные фигляры. Может и не все, конечно.
Сколько горожан поддерживает контрреволюционный Anti-Occupy Central искренне сказать очень сложно. Созданная специально для борьбы с предстоящим Occupy Central про-пекинская конторка с иезуитским названием
"Альянс за Мир и Демократию" собрала летом полтора миллиона подписей под странной петицией "За мир и демократию, против Occupy Central".
Но кто знает сколько из этих подписей настоящие? Здесь (по унаследованной от британцев традиции) принято верить в таких вещах на слово, поэтому никакой внятной процедуры проверки результатов предусмотрено не было.
Злые языки утверждают, что слову пекинских джентльменов доверять не стоит - подписи антиоккупайцев рисовали, собирали у китайских туристов и филлипинских рабочих. Но вряд ли они нарисовали все полтора миллиона.
В августе Альянс организовал не менее загадочный марш - протест против протестов - в котором участвовало по разным оценкам от 50 до 100 тысяч горожан.
Злые языки опять-таки болтают, что участие в том марше щедро оплачивалось, а для некоторых антиоккупайцев было добровольно-принудительным.
Власти пытаются преподнести нынешние протесты как "войну поколений". Молодёжи на улицах и впрямь очень много. Ну так ведь дежурить у баррикад в 30-градусную жару (иногда разбавляемую проливным дождём) гораздо сподручней в двадцать лет, нежели в шестьдесят. Но все равно пенсионеры среди оккупайцев совсем не редкость.
Гонконг провёл под Британской короной 150 лет - в два раза больше, чем КНР существует на свете. Здесь говорят на другом языке. Здесь не было культурной революции и единственно верного учения товарища Мао.
Поэтому довольно странно предполагать, что старшее поколение испытывает какие-то особые щемящие ностальгические чувства к Большому Китаю (как это представляется некоторым отечественным комментаторам).
Но очевидно, что давняя задумка пекинских властей воспитать молодых гонконгцев китайскими патриотами с треском провалилась.
Если старшее поколение вздыхает иногда о "китайском мире" и "общей истории", то новое поколение обычно выбирает - "We are Hongkongers, not Chinese".
То что происходит сейчас - это не социальный протест и не бунт "золотой молодёжи". На улицы вышли и студенты, и рабочие, и водители такси, и финансисты. The Umbrella Revolution поддержали и университетские профессора, и официанты из McDonalds.
Многие мои знакомые помогают "революции" вовсе не из абстрактной любви к демократии. Тут всё гораздо прозаичней.
Мы хотим жить в Гонконге. Мы не хотим жить в Китае.
Гонгконгский "Lennon Wall" - новый символ революции.
Либеральная экономика, политические свободы, честная и неподкупная власть, независимый суд - всё что отличает Гонконг от угрюмого северного соседа - сейчас (в очередной раз) под угрозой.
В 90-е годы многие горожане уезжали из Гонконга, увозили семьи, обзаводились канадскими или австралийскими паспортами, потому что мало кто верил в реальность китайской формулы "Одна страна - две системы". Уйдёт последний британский солдат, опустится британский флаг - и новый хозяин превратит старый добрый Гонконг в обычный китайский городок.
Но мрачные прогнозы не сбылись. Вольный город остался вольным городом. Гонконгцы потянулись обратно.
В 2003, после того как мирные демонстрации заставили правительство отступить и свернуть
антилиберальные реформы, народ поверил, что местной вольнице ничего не угрожает.
Теперь - очередное испытание. Если Пекин в этот раз не пойдёт на уступки, мы вернёмся в ранние 90-е.
Но пока - революция продолжается.
После провала затеи с местными "титушками" дедушка Leung решил вернуться к проверенному методу - объявил очередной ультиматум.
Революционеры должны были убрать баррикады и убраться с улиц до 4:00 утра понедельника. Дабы мирные и добропорядочные рабочие и служащие, студенты и школьники могли вернуться к своим мирным и добропорядочным трудам и урокам.
На этот раз к патриарху присоединились практически все политики, общественные деятели и университетское начальство.
"Протесты, революции и демократия - что может быть круче! Но ведь дракон сожрёт вас, а вы - это наше будущее." - примерно так звучал усреднённый призыв "лучших людей города".
Даже отцы-основатели
Occupy Central призвали студентов угомониться немного, разблокировать дороги и оставить только один протестный лагерь - около правительственного комплекса.
Удивительно, но студенты не послушались ни отцов-основателей, ни лучших людей города. Да и дедушкин ультиматум их тоже оставил равнодушными.
Такая бессердечная и чёрствая молодёжь подросла на гонконгской земле.
Более того эти сорванцы - правильно! - выдвинули встречный ультиматум.
(воинственные студенческие вожаки объявляют очередной ультиматум правительству)
Последняя версия революционного ультиматума выглядит довольно здраво - мы готовы начать переговоры с правительством, но при соблюдении трёх простых условий:
1) переговоры пройдут в несколько раундов;
2) стороны переговоров равноправны (никаких господ и холопов);
3) достигнутые договорённости обязательны к исполнению - а не просто очередное бла-бла-бла.
Ну и как водится в этой игре - ни те, ни другие никаких ультиматумов выполнять не стали.
Переговоры не начались. Баррикады и протестующие остались на своих местах.
Революция встречает горожан и гостей города прямо в аэропорту.
А вот так выглядел сегодня с утра этот самый революционный "incident" в Admiralty, около "оккупированных" правительственных зданий.
Правительство переехало в новёхонький (2011 года издания) футуристичный Central Government Complex совсем недавно. Оккупировать его - одно удовольствие.
В свободное от протестов время можно отдохнуть в чудесном Tamar-парке.
Или просто на тротуаре.
Полиция неплохо устроилась неподалёку - прячется от жары (утром уже +30)
После бурных ночных дебатов революционеры решили всё-таки пропустить госслужащих на госслужбу.
На радость репортёрам.
Остальные дороги вокруг комплекса (в самом центре Гонконга) по-прежнему забаррикадированы.
И только дорога к демократии уже открыта.
Democracy is all we want!