Кинолекторий Cinema Sapiens представляет проект Триады

Mar 01, 2011 19:36

Вывешивать анонсы в lj я как-то позабросил, как впрочем и вовсе здесь бывать, однако, иногда делать это буду, чтобы методический материал не пропадал в основном. Если кому надо - все оперативно появляется здесь: http://www.facebook.com/group.php?gid=137929419561985.


Кинолекторий Cinema Sapiens представляет в кафе «Буфет» проект «Триады». История кинематографа в рамках наших показов будет классифицирована по периодам (иным вехам) в соответствии с некоей (псевдо)гегельянской логикой (не исключающей, впрочем, ни вторжения грубого анархического произвола, ни сознательных тактических отходов от заданной линии).

Новый формат предполагает, что любая кинематографическая целостность - жанровая, стилистическая или даже биографическая (творчество отдельного режиссера) - в принципе может быть репрезентирована через три ключевые точки (триаду): «исток» (целостность-в-становлении), содержащий в себе не только семена возобладавших в будущем тенденций, но и некоторые конкурирующие, хотя так и нереализовавшиеся впоследствии возможности (именно поэтому «исток» зачастую конструируется задним числом, ретроактивно); «мейнстрим» - складывание основных нарративно-стилистических и идеологических кодов; и, наконец, «распад» - своего рода диалектическое самоотрицание, дающее начало иному художественному языку. (Разумеется, логическая связь здесь далеко не всегда совпадает с хронологической последовательностью).

Впрочем, «триада» - не фетиш, а классификационный инструмент, и наша задача - не пугать зрителя (ну может быть совсем чуть-чуть) призраком Гегеля, а внести минимальный ordre raisonne в безбрежное пространство кинематографического архива, примирив, при этом, по возможности, эклектичные вкусовые пристрастия организаторов и зрителей. 3D кепки и «андалузские псы» остаются, а любая активность зала по-прежнему приветствуется!





Октябрь

1927 год
Режиссеры: С. Эйзенштейн, Г. Александров
Оператор: Э. Тиссэ, В. Нильсен
В ролях: Н. Попов, В. Никандров, Н. Подвойскиий, В. Антонов-Овсеенко, Э. Тиссэ

Снятый к десятилетию Революции «Октябрь» С. Эйзенштейна традиционно считается творческой неудачей режиссера. После премьеры его ругали за недостаточное освещение организующей роли партии, сегодня - за идеологическое манипулирование историей. Все новаторские эксперименты с монтажом и звукозрительным контрапунктом (средствами немого кино!) были оценены как «трюкачество», «символизм» и «мишура», перегружающие картину. Известен остроумный отзыв В. Шкловского об этом «барочном» фильме: «Эйзенштейн запутался в десяти тысячах комнат Зимнего дворца, как путались в них когда-то осаждающие». Однако если «Октябрь» и является неудачей, то, пожалуй, одной из самых интересных и продуктивных неудач в истории мирового кино. Попытка Эйзенштейна «денатурализовать кинематограф», преодолеть его фотографическую изобразительность, «позитивистский реализм» (где визуальный и звуковой ряды лишь иллюстративно удваивают рассказ), создать «абстрактное», «иероглифичное» кино, оперирующее не застывшим знаком, а «символом в становлении», заслуживает того, чтобы на нее, как минимум, обратили внимание. Это первый фильм в триаде «Советское», фильм эпохи «Бури и натиска» нашего кинематографа, коммунистическая агитка и лаборатория невостребованных потенциальностей.




Строгий юноша
Другие названия: Комиссар быта / Дискобол / Волшебный комсомолец

Режиссер: Абрам Роом.
Сценарист: Юрий Олеша.
Оператор: Юрий Екельчик.
СССР, 1935, ч/б, 100 мин.
В ролях: Дмитрий Дорлиак, Юрий Юрьев, Ольга Жизнева, Максим Штраух, Георгий Сочевко, Валентина Серова.
Жанр: Философско-романтическая драма.

Мелкобуржуазный быт стареющего светила науки нарушает молодая советская поросль, ведомая внеклассовыми нормами морали и половым инстинктом. Но ничто не угрожает гармонии, царящей на этом «юге», ведь создан уже комплекс душевных качеств комсомольца и крепки его тело и дух. Любовный треугольник, сложившийся на фоне курортно-санаторных декораций неоклассицизма, попавший под запрет в год выхода за формализм, отрыв от действительности и неясность концепции.
Страстность раннего советского кинематографа на излете его лета.





Полустанок

Режиссер Борис Барнет.
СССР, 1963, ч.б., 67 мин.

В ролях: Василий Меркурьев, Екатерина Мазурова, Надежда Румянцева, Борис Новиков, Ада Березовская, Елизавета Никищихина, Коля Богатырев, Люда Чистякова

Жанр: трагикомедия

Предсмертная записка великого режиссера, напоследок приглядывающегося к так любимому им миру. Здесь - обтесать, здесь - печь сложить, здесь - провода пробросить. Нет, ни черта не успел! Трагичная очень русская веселость на пороге неминуемого.

киношное

Previous post Next post
Up