В самом начале ХХ века монах-имяславец предостерегал молодого провинциала, повсюду таскавшего за собой кинокамеру: "Весь этот мир - иллюзия, мимолетность, а ты создаешь иллюзию иллюзии, более того, видишь в этом свое предназначение, будь осторожен, все может пойти прахом, растаять, как дым".
Николай Львович Минервин- один из первых русских кинохроникеров, но сегодня его имя известно разве что историкам кино, да и то далеко не всем. При этом многими его открытиями, техническими решениями - например, внутрикадровым монтажом, и в наши дни пользуются режиссеры по всему миру.
Это был невероятно увлечённый человек. Он родился в 1884 году в городе Балахны Нижегородской губернии. Окончив физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, отправился учиться дальше, в Петербург, там же заинтересовался фотографией и влюбился в кинематограф.
В 1908 - во время попытки восхождения на Эльбрус произвел серию фотоснимков, а также серию стереоскопических диапозитивов «Кавказ», часть из которых хранится в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына.
Карачаевцы, фотография Н.Л.Минервина.
28 ноября 1908 года Николай Минервин как действительный член ОЛИКО (с 1900 года), выступил с докладом «Попытка восхождения на Эльбрус». Группа из восьми человек тогда поднялась на высоту около 16 тысяч футов. Известия ОЛИКО сообщали: «Семь петербургских студентов и господин Минервин пытались взобраться на вершину Эльбруса с западной стороны, т.е. с той, по какой еще до сих пор никто не взбирался» (Известия ОЛИКО. Выпуск IV, 1909. ПИК 612.)
Николай Львович много работал в жанре хроники. Снимал столетний юбилей войсковых хоров в 1911 году, праздник «белой ромашки» в Екатеринодаре в 1913-м и первую Северо-Кавказскую олимпиаду в Новороссийске в 1915-м. Потом были игровые немые картины: «Подвиг казака-кубанца», «Во власти курдов»…
В 1911 году Минервин получил за свои фильмы большую золотую медаль на выставке в Риме. Тогда же основал товарищества «Эльбрус» и «Минерва», выпускающие документальные и художественные фильмы.
Позже он работал в отделе научных фильмов у Ханжонкова, где вышло семь его выпусков ежемесячного киножурнала «Северный Кавказ». После революции Минервин уехал в Москву. Его фильмы, даже самые ранние, всегда отличало высочайшее для своего времени качество картинки. В 1921 году он уже снимал цветное кино, разработал способ покрытия старой плёнки новой эмульсией. Умер в конце 1950-х годов.
Пророчество монаха сбылось не до конца: не всё растаяло, как дым... В своей картине «Потерянный мир» документалист Валерий Тимощенко буквально по крупицам собрал фрагменты фильмов, документальных очерков и просто случайных съемок дореволюционной России Николая Минервина. В картине впервые использован уникальный фото- и киноархив мастера, снятый в Кисловодске, горах Северного Кавказа, Краснодаре.
Click to view