Что это за "Байкальский тоннель", о строительстве которого доложили Путину ...

Nov 30, 2021 07:04

Озеро Байкал является естественной водной преградой протяженностью около 660 километров, что примерно соответствует расстоянию от Москвы до Санкт-Петербурга по прямой.



Как бы выглядел Байкал между Москвой и Петербургом



При этом, Байкал преграждает путь главным транспортным маршрутам. Грубо говоря, эти маршруты тянутся вдоль параллелей (с запада на восток), а Байкал им практически перпендикулярен.

Очень схематично ситуацию можно описать так:



Пересечь Байкал при помощи моста - задача нереальная (из-за огромной глубины, сложного ландшафта берегов и сейсмической активности).

Рыть тоннель непосредственно ПОД дном Байкала - еще большая фантастика, чем мост. Наверное, проще запустить человека на Марс, чем реализовать подобный проект.

Остается "старый дедовский метод" преодоления препятствий - в обход. Изначально (еще с царских времен) железные и автомобильные дороги строили с южной стороны озера. Получался вот такой крюк:



Классический маршрут в обход Байкала и его сравнение с кратчайшим путем по прямой

Позже, в советские времена, Байкал решили обогнуть с севера. Этот мегапроект назвали БАМом (Байкало-Амурской Магистралью) и трудились на нем чуть ли не всей страной.



БАМ - более современный и амбициозный маршрут

Сложность и уникальность БАМа заключается в том, что он представляет из себя чуть ли не одну сплошную цепочку сотен сложных инженерных конструкций - мостов, тоннелей, виадуков и т.д.

Причем все это построено в очень глухих и отдаленных местах, в сложнейших климатических и сейсмических условиях. В общем, действительно, не стройка - а трудовой подвиг.

Изначально БАМ представлял из себя одну нитку железной дороги, которую, к тому же, еще и не успели довести до ума - рухнул СССР, а вместе с ним и финансирование проекта.

В последние 20 лет, мало того, что эту первую нитку доработали и начали активно эксплуатировать (грузы отправляются миллионами тонн), так еще и было запущено строительство параллельной нитки. Это так называемый БАМ-2.

Если кому-то кажется, что уложить вторые рельсы рядом с уже проложенными - это пустяки, то нет. Ведь выше было сказано, что БАМ включает в себя сотни мостов, тоннелей, виадуков и прочих конструкций.

То есть просто "взять и положить рядом вторые рельсы" - не получится. Если речь о мосте, то по факту нужно строить второй параллельный мост. Если о тоннеле - пробивать второй тоннель. И так далее.



Один из участков БАМа.

Таким образом, даже если БАМ-2 по сложности не равен первому БАМу, то все равно - он отнимает огромные ресурсы (так любимый нами Крымский мост, который мы используем для сравнения смет, кажется просто какой-то пустяковой стройкой на фоне второго БАМа).

Впрочем, не смотря на все сложности, БАМ-2 тоже подходит к завершению. И одним из важнейших его элементов является "Байкальский тоннель".

Нет, это не тоннель под дном Байкала, как можно подумать (построить его невозможно, как уже было отмечено), а почти 7-километровый ход сквозь Байкальский горный хребет.

Найти этот хребет на карте не сложно - он тянется на 300 км вдоль западного берега Байкала и далее - на север:



Байкальский хребет на карте

Ширина хребта в том месте, где его пересекает БАМ - порядка 30 км, из которых как раз 7 километров приходятся на Байкальский тоннель.



Желтая линия - вся протяженность сквозь Байкальский хребет, красная - отрезок Байкальского тоннеля

Хотя, теперь правильнее говорить уже не о тоннеле, а о тоннелЯХ, т.к. теперь их там два:

Первый тоннель начали строить в 1974-м, а ввели в эксплуатацию в 1985-м (через 11 лет)
Второй тоннель начали пробивать в 2014-м, а ввели в эксплуатацию совсем недавно осенью 2021-го (через 7 лет).
То есть сейчас мы имеем два параллельных тоннеля и как раз про второй из них недавно докладывали Путину (он же, кстати, вводил тоннель в эксплуатацию в режиме онлайн).

Этот второй тоннель позволяет увеличить пропускную способность БАМа в 2,5 раза, т.к. раньше поездам приходилось подолгу стоять и ждать своей очереди на проход сквозь гору.

Теперь же составы могут идти без остановки, что позволяет провозить по БАМу уже на данном этапе до 32 миллионов тонн грузов в год (всего же планируется довести пропускную способность примерно до 150 млн тонн).

Это, в свою очередь, позволяет развивать многие отрасли экономики. Особенно - угольную, ведь БАМ заточен прежде всего под нее.

О том, зачем России нужно продавать свой уголь как можно быстрее, можно прочитать тут >>>
Собственно, как выглядит новый Байкальский тоннель изнутри:



Фото взято на сайте irk.aif.ru

А вот здесь видны оба тоннеля снаружи:



Кстати, интересный факт. Сразу на выходе из тоннелей (или перед входом, смотря как смотреть) видна мощная петля длинной несколько километров:



Несколько раз видел комментарии с вопросом, почему нельзя было взять и просто продлить тоннель немного дальше (буквально на 800 метров), чтобы "срезать" такой крюк и сделать дорогу более прямой?



Это же намного короче!

На самом деле, ответ прост. В том месте, где БАМ делает петлю, имеется большой перепад высот (порядка 250 метров).

Если бы тоннель был продлен так, как предлагают комментаторы, то его пришлось бы строить с большим уклоном. Грузовой состав такой уклон преодолеть никак бы не смог. Именно поэтому и соорудили петлю - чтобы сбрасывать высоту плавно.

В общем, не стоит беспокоиться - проектировщики все продумали, и если где-то там есть петля, тоннель или мост - значит они стоят на своем месте. Уважаемые пользователи сети могут быть в этом уверены :)

Напоминаю, что в журнале ASARATOV открыта авторская рубрика "мнение", в которой может принять участие любой желающий, которому есть что высказать на абсолютно любую тему, будь это политика, экономика, частный случай или социальная сфера.

Присылайте свои тексты на почту - asaratov@inbox.ru и станьте одним из авторов рубрики. Если Ваше мнение уже где-то опубликовано и Вы хотите им с нами поделиться, то достаточно просто ссылки на эту статью. Присоединяйтесь!

® Автор поста: Азиз А. канал "Объясняю на пальцах"

интересно, россия

Previous post Next post
Up