статистические улики

Dec 07, 2011 03:00

Наверняка вы уже видели красивые графики, изобличающие фальсификации на выборах ( Read more... )

Leave a comment

Comments 25

oude_rus December 7 2011, 00:02:42 UTC
Опубликованные графики ничего не доказывают, поскольку представляют собой ни что иное как визуализацию цифровых данных. Можно выдвигать хорошие и разные гипотезы, которые не будут противоречить графикам, но на базе графиков нельзя построить доказательства. Поэтому отзывы типа "а власти-то скрывают" я даже не комментирую.
http://oude-rus.livejournal.com/541178.html#comments

Reply

asafich December 7 2011, 08:29:23 UTC
Честно говоря, я не понял эту Вашу мысль, вот и хочу разобраться. Разумеется, графики сами по себе не доказывают ничего. Но ведь за графиками стоят определенные характеристики сравниваемых выборок, и с ними можно работать строго. Так, можно оценить соответствие гауссиане распределений числа участков по процентам проголосовавших за каждую партию (хи-квадратом, например). Если выясняется, что для одной партии это распределение достоверно отличается от нормального, а для других - соответствует ему, то это, имхо, строгий факт, нуждающийся в объяснении. И фальсификация выступает самым экономным объяснением. Или нет? И почему этот факт нельзя подшить к делу хотя бы как косвенную улику?

Это все меня интересуют не столько практически (ибо прямых данных о фальсификациях более чем достаточно), сколько теоретически. Мне интересно, как устроены юридические доказательства в отличие от научных. И тут хороший пример, чтобы это разобрать.

Reply

hadert December 16 2011, 14:35:52 UTC
Я не юрист, но в последнее время меня сильно занимает проблема практического использования подобных наработок. В рамках действующего законодательства, насколько мне известно, вообще отсутствует такое понятие как массовая, системная фальсификация. Т.е., можно сообщить о конкретном нарушении на конкретном участке, и по этому поводу будет возбуждено уголовное дело. А здесь непонятно, что квалифицировать как состав преступления и по какой статье. Это, на мой взгляд, первая и основная проблема ( ... )

Reply


anonymous December 7 2011, 08:36:14 UTC
Согласен с предыдущим коментарием. Ожидал от Вас, Алексей Асафьевич, большей критичности в интерпретации графикон... Рома

Reply

asafich December 7 2011, 09:58:40 UTC
Может, тогда ты мне растолкуешь, в чем состоит моя некритичность? Замечу, что обсуждаю сам подход (стат. проверка гипотез), а не конкретные данные. Графики как таковые тут ни при чем.

Reply

rodrn December 16 2011, 22:51:24 UTC
Некритичность заключается в утверждении: "Эти выкладки строго доказывают факт фальсификации." Фальсификация - это только одно из возможных (пусть и наиболее верояных объяснений)...

Reply


tinmonument December 7 2011, 09:08:43 UTC
Видимо, юридическую силу иметь все-таки не могут, потому что принципиально возможны другие интерпретации (хотя они и намного менее убедительны, чем простейшее объяснение). Только что на "Ленте" появилась такая заметка: http://www.lenta.ru/articles/2011/12/06/elections/ (может быть, Вы уже видели, но уж на всякий случай сошлюсь). Кажется, разумная.

Reply

asafich December 7 2011, 10:10:35 UTC
Статья разумная, но на мой вопрос не отвечает. То есть это очевидно, что статистика не говорит ничего содержательтного, а служит лишь методом оценки гипотез. Но тогда чем ее выводы отличаются от косвенных улик?

Например, ночью ограбили дом, в котором не было хозяев. Соседи видели, что в доме горел свет в 1 час ночи. Могут ли их показания рассматриваться как улика, указывающая на время совершения преступления? Наверное, хотя возможны и другие объяснения. Так и с этими стат. данными....

Reply

tinmonument December 7 2011, 10:35:18 UTC
Да, наверное, Вы правы. Наверное, в принципе статистику можно использовать в качестве косвенной улики. Но наш самый гуманный суд в мире, скорее всего, откажется рассматривать эту улику.

Reply

asafich December 7 2011, 13:16:53 UTC
"есть Божий суд..." или, поближе, ОБСЕ и другие ЕСовские инстанции, которые могут не признать легитимность выборов.

Reply


kobak December 7 2011, 11:05:50 UTC
По-моему, Вы правы: это вполне себе улики, так что нечего стесняться и говорить, что данные ничего не доказывают. Если данные ничего не доказывают, то тогда вообще ничего ничего не доказывает и доказательства вне математики невозможны (наверное, это возможная философская позиция, но мы ее не обсуждаем).

Reply

asafich December 7 2011, 13:14:52 UTC
Спасибо! Я именно об этом! Я-то статистику использую постоянно, и если мои гипотезы однажды получат такое блестящее подтверждение, как гипотеза о фальсификации, я сразу сяду писать статью в "Нейчур" :)

Reply

kobak December 7 2011, 13:34:45 UTC
Да, именно так! Статью, кстати, имело бы смысл написать (чтобы работа не пропадала). Если не в Нейчур, то хотя бы в PLoS One...

Reply

asafich December 7 2011, 14:10:53 UTC
Если подтвердятся - напишу :)

Reply


antontsau December 12 2011, 11:21:01 UTC
подкидываю кстати мысль. Если в налоговом отчете или декларации написано "получено 1000 рупь, ставка налога 15%, итого к оплате 3.62", то написавший такое немедленно загремит под фанфары. Если в отчете написано, что 1000 сотрудников завода получили по МРОТу, то тоже загремит. А если в отчете написано что из 17000 избирателей проголосовало 16999, то ничего, у прокуратуры к Бородину претензий не имеется.

Reply


Leave a comment

Up