Я недавно сдал отчет по моему гранту РФФИ, посвященному изучению ископаемых древесин из провинции Гуанси в южном Китае. К отчету положено прилагать популярное изложение полученных результатов. Я решил частично воспроизвести его здесь, чтобы добру не пропадать. Может, кому-нибудь любопытно будет. Неопубликованные результаты я исключил. Итак…
Выдающийся отечественный ботаник А.Л. Тахтяджян рассматривал юг Китая и Юго-Восточную Азию как прародину цветковых растений. Хотя современные данные и не подтвержадют эту точку зрения, значимая роль восточной Азии в становлении современного разнообразия растений в глобальном масштабе не подлежит сомнению.
Поскольку палеоботанические свидетельства, позволяющие реконструировать историю флоры и растительности этого региона весьма скудны, любые новые находки ископаемых растений в этом регионе очень важны для науки.
В рамках нашего проекта мы изучали древесины деревьев, которые были распространены в позднем эоцене (около 35 млн. лет назад) и позднем олигоцене (около 25 млн. лет назад) на территории провинции Гуанси в юго-восточном Китае. Наш проект выполнялся при поддержке РФФИ совместно с профессором Цзинь Цзяньхуа (Jin Jianhua) и его группой из Университета Сунь Ят-сена в Гуанчжоу. Он стал продолжением нашего тесного сотрудничества в изучении ископаемых древесин южного Китая, начатого еще в 2009 году.
События, происходившие в эоцене и олигоцене, сыграли ключевую роль в становлении растительного покрова не только в восточной Азии, но и на всей планете. В эоцене климат был гораздо теплее, чем сейчас, причем как в низких широтах, так и в приполярных областях, где были распространены пальмы, саговники и другие теплолюбивые растения. При этом на территории центрального Китая находился засушливая область, которая, по-видимому, препятствовала проникновению растений из северной Евразии на юг. На рубеже эоцена и олигоцена, однако, произошло резкое похолодание, в результате которого возникла широтная поясность (т.е. в высоких широтах стало значительно холоднее, чем в тропиках), а на прибрежных территорях Азии климат стал муссонным. В конце эоцена и олигоцене растительный покров приобретает современные черты; по-видимому, именно в это время формируется тропическая растительность в восточной Азии.
Какую же информацию может дать изучение ископаемых древесин? Прежде всего, такие находки служат свидетельствами присутствия данной группы растений (семейства, а иногда и рода) в данное время в данном месте. А значит, по ним можно судить об истории распространения этой группы, о темпах видообразования и вымирания в ней. Кроме того, по набору древесин и прочих растительных остатков, собранных в одном слое, можно представить себе тип растительности, характерный для данного места в прошлом. Далее, сравнение ископаемых древесин разного возраста позволяет выявить тенденции в эволюции строения этой растительной ткани. Наконец, некоторые признаки древесины позволяют судить об особенностях климата, в котором росло дерево.
Что же удалось нам выяснить, изучая ископаемые древесины из провинции Гуанси?
Из позднеэоценовых отложений формации Наду в бассейне Байсе в пров. Гуанси нами описан новый вид Podocarpoxylon donghuaiense sp.nov., относящийся к семейству ногоплодниковые (Podocarpaceae). В наши дни это семейство хвойных распространено преимущественно в тропиках и субтропиках Южного полушария, но представлено и в восточной Азии. P. donghuaiense - первая находка ископаемой древесины ногоплодниковых в Южном Китае, ценную как свидетельство ранней диверсификации родов Podocarpus, Nageia и Dacrydium в этом регионе. Структура ее колец прироста указывает на то, что данный вид произрастал в условиях мягкого умеренного сезонного климата. Статья по результатам работы опубликована в журнале Scientific Reports (
https://www.nature.com/articles/srep32294).
Ископаемая древесина Podocarpoxylon donghuaiense
Современный Podocarpus macrophyllus из восточной Азии
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e8/PodocarpusMacrophyllus.jpg>(отсюда) (отсюда) Кроме того, нами обработана уникальная коллекция мумифицированных древесин из верхнего олигоцена бассейна Наньнин (пров. Гуанси). Прекрасная сохранность этих образцов позволяет в деталях изучать их анатомическое строение с помощью светового и сканирующего электронного микроскопа и, следовательно, с высокой надёжностью определять их таксономическое положение. Материал из бассейна Наньнин представляет собой одно из самых древних свидетельств существования тропических лесов современного типа (с преобладанием буковых и лавровых) в восточной Азии. К настоящему времени мы обнаружили в нём один новый род и семь новых видов, относящихся к семействам буковые, лавровые, чайные, магнолиевые и рутовые. Отметим наиболее интересные находки;
Из трех видов буковых (Fagaceae), найденных в бассейне Наньнин, два относятся к роду кастанопсис (Castanopsis), а один - к искуственному роду Lithocarpoxylon. Современный род кастанопсис насчитывает около 120 видов крупных деревьев, многие из которых преобладают в первом ярусе тропических лесов восточной Азии и Малезии. Судя по палеоботаническим данным, однако, этот род появился в палеоцене в Северной Америке. В эоцене он был широко распространён в северной Евразии, однако, как показывают наши результаты, в низкоширотной восточной Азии он появился лишь в олигоцене. Ископаемые древесины из бассейна Наньнин представляют собой самые древние из известных остатков кастанопсиса на территории современного ареала этого рода. Сочетание слабовыраженных границ колец прироста с отчетливо выраженной кольцесосудистостью у одного из видов (Castanopsis nanningensis) указывает на то, что на территории провинции Гуанси в то время был сезонный (скорее всего муссонный) климат. Статья по результатам работы опубликована в Journal of Asian Earth Sciences (
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1367912017306545)
Castanopsis cuspidata, распространённый в Японии и Корее
http://taibif.tw/taibif_search/species_detail.php?name_code=203265>(отсюда) Позднеолигоценовые древесины Castanopsis и Lithocarpoxylon:
Новый вид камелии (Camellia nanningensis sp. nov.) из бассейна Наньнин представляет собой самое раннее свидетельство присутствия представителей семейства чайные (Theaceae) на территории Китая. Как было показано методами молекулярного датирования (основанных на анализе данных о родственных связях между видами, установленным по струкутре их ДНК, с учетом возраста ископаемых остатков представтиелей данной группы), интенсивное видообразование в роде Camellia имело место на территории южного Китая в раннем миоцене (Zhang et al., 2014). Наши данные, однако, свидетельствуют о более ранних сроки диверсификации этого рода (поздний олигоцен). Статья по результатам работы опубликована в Journal of Plant Research (
https://link.springer.com/article/10.1007/s10265-016-0846-8)
Камелия китайская (Camellia sinensis), она же чайный куст
https://plantstomata.wordpress.com/2016/09/09/stomata-in-good-flavoured-and-in-poorer-quality-tea-camellia-sinensis/>(отсюда) Структура древесины олигоценовой Camellia nanningensis
- Завершена ревизия ископаемых древесин, относимых к роду Bischofia из семейства филлантовые (Phyllanthaceae). К этому роду принадлежит два современных вида деревьев, один из которых широко распространён в восточной и южной Азии, а другой встречается только в южном Китае. Кроме того, к нему относится несколько ископаемых видов, описанных по остаткам древесин из отложений разных возрастов (от палеоцена до плиоцена) из Индии, Южного и Юго-Западного Китая, а также Тайваня. Нами подробно изучено строение древесины современных видов Bischofia, и на этой основе показано, все ископаемые древесины, которые можно уверенно отнести к этому роду, имеют возраст не страше миоцена. Родовая же принадлежность более древних остатков древесин подлежит пересмотру. Так, B. maomingensis из эоцена южного Китая был отнесен нами к роду Chardonoxylon как новая комбинация. Статья по результатам работы принята к публикации в IAWA Journal.
Bischofia javanica