Ну, в общем и целом, повторюсь , дороги у нас в катастрофическом состоянии, и спорить тут не о чем. Спор возникает как всегда о том, кто виноват, и самое главное, а может ли быть как-то иначе?
По поводу того, кто виноват, нам предлагают множество причин. Главная, это конечно климат. Ну не повезло нам с климатом. Вот если бы, Екатеринбург счастливо расположился в местности, где не бывает отрицательных температур, то асфальт бы у нас держался вечно. Дороги бы не пучило, и не разрывало. Но вот, не сложилось. Урал, понимать надо, потому и дороги, плохие. И мы уже в это поверили, почти. Но вдруг, неожиданно стала просачиваться информация о том, что в Финляндии дороги значительно ровнее, и, страшно сказать, на них нет ям, совсем. И в Швеции так , и в Норвегии. При этом не все дороги там новые, их там тоже ремонтируют, и на них встречаются заплатки, но они все равно при этом остаются ровными, без волн и провалов. И эти заплатки не вылетают через полгода, а исправно служат вместе с дорогой. А тут еще, как то совсем опрометчиво, построили Новокольцовский тракт, который переживает далеко не первую зиму, и ничего. Остается ровным, и асфальт с него по весне не сходит. Климат как то избирательно действует? Оказывается, если надо сделать дорогу до резиденции губернатора, и мы можем, и у нас не сплошь дебилы дороги строят.
Вторая главная причина, это финансирование. Ну не хватает денег, сами понимаете . Надо ремонтировать ежегодно 10% дорог, а получается 5. Надо укладывать асфальт высшего сорта, а денег хватает только на третий. Вот и приходится оставшиеся ямы латать по аварийной схеме - холодный асфальт в грязную яму, и прикатать проезжающим грузовиком. Так дешевле. Правда через месяц, придется еще раз, по той же технологии, и еще, и еще. А по весне эта ямка увеличится вдвое, а мы ее опять. Это дешевле? Каждый раз надо к этой ямке надо выехать, заказать асфальт, вывести людей ,и хоть какую-то технику.
И вот тут возникает вопрос, а почему из года в год, у нас не хватает денег на качественный ремонт и содержание дорог? Просто представьте, город это наш дом, а дороги, это пол в нашем доме. А теперь представьте, в вашей квартире пол практически провалился. Половицы ходят ходуном, лаги скрипят и прогибаются, на каждом шагу ямы, ходить надо осторожно, того и гляди ногу сломаешь. Понятное дело в доме везде грязь, кривой пол толком не подмести, не помыть. И вот сидя на этом полу, рискуя каждую секунду провалится, хозяин дома прикидывает как потратить заработанные деньги в следующем году? Первым делом, конечно надо запланировать покупку нового Мерседеса, на старом как то уже не прилично. Ну, понятно надо отложить на праздники. На день рожденья фейерверк там устроить, артистов пригласить, гостей угостить. Новый год, святое дело - елку привезти, ледовый городок детям ,а как же без праздника. Поле футбольное надо обязательно обновить, перед соседями неудобно. А вот, еще обязательно военный парад надо устроить, а как же. Ну там по мелочам, цветочков к лету посадить, обои переклеить, телик новый, айпад , телефон, в отпуск само собой. А с полом, с полом то что, робко спрашивают жители квартиры. Ну, сами видите, денег осталось в обрез, только на дешевый линолеум хватит. Может год и простоит. Главное ходите осторожнее, резко не наступайте, и в ямы не проваливайтесь. А если что, фанерой заколотим. И так каждый год, денег на качественный пол, прочный и красивый, нет. На все хватает, а на пол нет. А теперь, внимание вопрос - хозяин этого дома нормален, или он полный идиот?
Еще можно представить заводской цех, в котором новое оборудование, современные погрузчики, пластиковые окна, отличная вентиляция, а пола нет. Вместо него ямы, пыль, грязь. Может такое быть? Нет. А если может, то недолго. Директора сразу уволят. А в нашем городе может. У нас ежегодно строят миллион квадратных метров новых жилых домов, возводят современные торгово-развлекательные и деловые центры, отели, автосалоны. Реконструируют стадионы, строят гигантский выставочный центр, собираются принимать ЧМ по футболу , ЭКСПО 2020. На все есть деньги, на все кроме дорог. В городе за последние пятнадцать лет изменилось все, а дороги остались такими же, как в голодные девяностые. Стали только хуже и грязнее.
Самое интересное, что ни кто не знает, сколько надо денег, чтобы проблема дорог решилась в разумное время, скажем лет за пять. Ни кто, даже не знает, что для этого нужно сделать. Мы слышим только абстрактные рассуждения на тему, это очень дорого, ну это нам конечно не потянуть, денег не хватает и т.д. Ни кто, ни разу не сказал, сколько это может стоить, по одной простой причине - такой цели, как иметь приличные дороги, «отцы» нашего города перед собой не ставили, никогда. У меня простой вопрос, а почему собственно? Что мешало? Можно долго рассуждать на эту тему, придумать массу вариантов, но очевидно одно. Администрация города считает нынешнее положение дел вполне приемлемым. Им почему-то это выгодно.
По-моему совершенно ясно, что невозможно достичь цели, если ее перед собой даже не ставить. Из года в год, мы слышим бодрые комментарии, Свалова и Липовича о том, что все нормально, все под контролем. Подрядчики, в соответствии с графиком, засыпают ямы сначала срезкой, затем холодным асфальтом, затем уже горячим, и ближе к зиме, те же ямы, опять срезкой. Процесс непрерывный. Улицы, которые требуют капитального ремонта, с заменой подушки, ремонтируют путем холодного фрезерования. Такого ремонта хватает как раз до весны. Весной эти улицы совершенно неожиданно начинает пучить. Тут они начинают рассказывать про расширение воды, и про гарантию на три года. Да, гарантия это хорошо, но нам нужны ровные дороги, а не гарантийные ремонты. Кроме всего прочего, администрация города видимо совершенно не владеет информацией о реальном состоянии дорог. Е. Свалов регулярно, приходит на радио с карандашом и блокнотом, записывать координаты ям, а зам. главы Е. Липович просит сообщать про повреждения дорог в свой ЖЖ. Более надежных источников информации, по всей видимости, у них нет. И эти люди, делают вид, что управляют городом.Управляют, не представляя, что в нем реально происходит. Это подтверждает и красноречивый пример с поисками причин появления непролазной грязи на улицах. Весь город прекрасно видит, откуда берется грязь, и только наши специалисты пытались убедить нас, что грязь образуется из авторезины, шипов, и о Боже, из выхлопных газов. При этом совершенно, серьезно ссылаясь на научные исследования. Слава Богу, химический анализ подтвердил, что грязь по прежнему образуется именно из грязи.
Ответ на вопрос - Кто виноват? - предельно ясен. Это не климат, не подрядчики, и даже не отсутствие денег. Виновата администрация города, во главе с сити-менеджером. Именно администрация и никто иной. Мы ни разу не слышали от главы города заявлений, по поводу неприемлемого состояния дорожной сети города. Мы не слышали разумных предложений по решению этой важнейшей проблемы. Мы не знаем, сколько это решение может стоить. Вывод напрашивается очень простой - пока дорогами занимается действующая администрация, наши дороги будут оставаться в нынешнем состоянии ровно по тому, что она считает это состояние вполне нормальным, и не видит причин, для
радикального изменения ситуации.
Теперь главный вопрос - Что делать?
Как ни удивительно, ответ довольно простой. Надо всего лишь осознать - Екатеринбургу, как и любому другому городу, жизненно необходимы достойные дороги. Если хотите, дороги Европейского уровня. Дороги ровные, с правильным профилем, с работающей ливневой канализацией. Дороги, за которыми будет организован правильный уход, дороги, требующие капитального ремонта не чаще, чем в нормальных странах с аналогичным климатом. Это позволит значительно уменьшить пробки, улучшить экологию, и главное уменьшить количество травм и смертей на улицах города. Нам необходимо осознать, что проблема дорог стала главной проблемой Екатеринбурга. Она оказывает негативное влияние на все сферы жизни города, тормозит его развитие, и, если хотите, позорит наш город. Еще более позорно, признавать, что проблема эта для нас неразрешима. Признавать, что мы настолько бедны, неумелы и убоги. Сити-менеджер Якоб, и его администрация считают именно так, но надеюсь, что они сильно ошибаются.
Продолжение следует. В следующем посте попробуем сделать конкретные предложения по проведению Дорожной Революции.