May 30, 2013 03:13
В такие памятные годовщины человек поневоле сравнивает сегодняшнее положение с тем, что мы в Южной Осетии испытывали более 20 лет назад. Разница конечно огромная. Казалось, тогда все было против стремления народа к свободе и к праву жить на своей земле, говорить на своем языке. Все негативные факторы казалось, были собраны воедино, чтобы помешать 50-тысячам южных осетин добиться своей цели. Здесь можно назвать и природную стихию, и отсутствие внятной власти, политической элиты вообще, способной мобилизовать общество, и прогрузинская политика Горбачева, а затем и Ельцина. Список можно продолжать до бесконечности. Тем не менее, с упорством обреченных цхинвальцы выдержав очередной обстрел, вставали в огромные многочасовые очереди к хлебопекарне, что получить по карточкам полхлеба на человека. И какой это был хлеб блокадного Цхинвала - быстротвердевший и весь какой-то сырой и липкий. Фактически на человека в сутки получалось немногим больше блокадного Ленинграда - где-то 250 граммов может чуть больше, буханка явно не дотягивала до 600 граммов. Затем нужно было достать воды из немногих скважин, найти дрова и вообще все что горит для того, чтобы твоя семья не замерзла. Это потом уже дрова завозились из районов и окрестных лесов, а тогда в ход шло все - деревянная обшивка кабинетов, остатки дверей и оконных рам, паркет и т.д.
Тем не менее, город жил, город боролся и продолжал отчаянно верить в победу, кажущуюся все менее достижимой, особенно после предательского вывода внутренних войск из Южной Осетии.
Иногда пытаюсь смоделировать, а что если бы эту концентрацию народной воли, харизмы и отчаянного упорства, проявленную тогда на пути к заветной цели перенести в наши дни, чего бы нам удалось добиться при нынешних в сто крат более благоприятных условиях? К сожалению, при огромном количестве преимуществ у сегодняшнего положения Южной Осетии есть и существенный минус - человеческого ресурса явно меньше, нет больше такого количества ярких, харизматичных, по-настоящему образованных и способных личностей, способных вопреки всему отстаивать свою позицию, нет неформальных лидеров, сплачивающих вокруг себя людей.
Сейчас вместо них эту нишу занимают ошметки обкомовской бюрократии, спрятавшейся тогда в кусты, болтливые и бестолковые выдвиженцы из тогдашнего комсомольского аппарата, вечно не ладящие с мозгами и законом спортсмены, биржевики с улицы, превратившиеся в депутатов и подрядчиков и т.д.
Единственным спасением было бы массовое выдвижение на все «этажи» власти образованной молодежи, в том числе тех, кто на совесть отучился в России. Их креатив и патриотизм могли бы компенсировать недостаток опыта и вывести республику из безнадежной ямы застоя. Но пропахшая нафталином старая бюрократия продолжает цепляться за должности, кичась своим не существующим опытом и стараясь держать молодежь в положении послушных клерков.
Самое печальное в том, что сейчас в массовом порядке на ответственных должностях находятся люди, которые в свое время не верили в республику, считали независимость безнадежным делом, вредной утопией. Но впрочем, это не мешает им пафосно высказываться по поводу таких памятных дат. Конформисты, которые в 90-е годы снова чуть не затащили Южную Осетию в состав Грузии, теперь выступают в роли провидцев, живописуя свои им только ведомые заслуги на этом трудном пути. Люди, которые многое сделали для того, чтобы эта дата была забыта народом, теперь говорят о значимости принятия Акта о независимости РЮО. А ведь в пресловутые 90-е дело доходило до того, что несколько лет подряд даже в газетах не было ни малейшего упоминания об очередной годовщине принятия Акта о независимости. Видно Южная Осетия вступила в эру хамелеонов.
С учетом вышеизложенного и не только, можно с полным основанием утверждать, что если бы не приход к власти ныне всеми ругаемого Эдуарда Кокойты, возможно мы бы теперь не отмечали в таком позитивном ключе 21 годовщину принятия Акта о независимости. При всех своих ошибках и просчетах, он сыграл свою роль в истории Южной Осетии, и это надо признать. Мало кто сейчас помнит, что пытавшиеся устроить во время выборов 2001 года «небольшой» госпереворот Алеша Чибиров со своей зондеркомандой, собирались на повторных выборах выдвинуть в президенты Дмитрия Санакоева. Получись тогда у них такой расклад не исключено, что Саакашвили не пришлось бы устраивать клоунаду с альтернативным правительством, эту роль бы сыграло официальное правительство РЮО.
Главный вывод из сопоставления сегодняшней реальности с той, 21-летней давности заключается в следующем: - в конце 80-х - начале 90-х именно молодежь при поддержке патриотично настроенной части национальной интеллигенции, проявив способность к самоорганизации, сыграла решающую роль в защите Южной Осетии и создании независимого югоосетинского государства. Видимо до тех пор, пока снова у руля государства не встанут эти же прослойки общества, Южная Осетия будет оставаться в статусе «проблемного» государства, которое никак не может определиться со своим будущим. Национальная государственность это, прежде всего определенные устойчивые умонастроения, это воля к созиданию и нежелание поступаться принципами ради чечевичной похлебки откатов, контрабандных денег и грантов. Вначале было Слово, вначале была Идея…
Конформисты