Три рецензии на последние фильмы, которые как-то запали мне в душу.
1. Les Miserables - Отверженные (2012)
Экранизация романа Виктора Гюго, мюзикл, взявший пару Оскаров и несколько других известных наград.
Достойно сделанный мюзикл с мировыми звездами в главных ролях.
Потрясающие костюмы, грим, декорации. Полное погружение в атмосферу нищеты и безысходности, царившей в то время в революционном Париже.
Понравилось идейное противостояние инспектора Жавера и бывшего беглого каторжника Жана Вальжана (Кассел Кроу против Хью Джекмана), понравились сцены восстания с баррикадами, понравились харизматичные трактирщики-мошенники в лице Саши Барона Коэна и Хелены Бонэм Картер.
Не понравилась сопливо-слащавая любовная линия, эти моменты хотелось перемотать, хотя без них история была бы неполной.
Постоянное пение воспринималось двояко.
С одной стороны это четко выверенные и грамотно поставленные партии, с многоголосием и полным соответствием сюжету, с чистыми яркими эмоциями и отсутствием монтажа (видно, что некоторые душещипательные сцены снимались с одного дубля). С другой стороны, некоторым актерам петь противопоказанно, особенно длинные сольные партии (в частности Кроу), а многоголосие местами превращалось в звуковую кашу.
Ну и еще мешали субтитры, которые больше отвлекали, чем помогали.
В целом, очень приятный фильм и качественная экранизация. Я не читал оригинал, и возможно есть расхождение с авторским текстом, но вся композиция на отличном уровне и фильм сделан с большой любовью к деталям.
Нестандартно, красочно, рекомендую.
///////////////////////////
2. Django Unchained - Джанго освобожденный (2012)
Римейк вестерна 1966 года от Квентина Тарантино, также получивший множество наград.
Отличное кино, при том что Тарантино я не очень уважаю за постоянные кровавые бани и излишнюю жестокость и натуралистичность в сценах убийств.
При этом в фильме очень ярко показана проблема рабства в США перед гражданской войной, когда к неграм относились как к животным, а не людям - это были бойцовые псы, рабочие лошади, забавные обезьянки, но не люди. Их можно было продать или убить по одному лишь желанию хозяина. И в этом плане фильм также наглядно демонстрирует порядки крепостного строя, царившие в других странах, в том числе и в Российской империи.
При том, что запуганность негров даже при их численном превосходстве не позволяла поднять руку на угнетателя, это было как генетическое табу, как рефлекс подчинения. Свободный негр, идущий по улице рядом с белым, едущий верхом на лошади - это было не просто цирковое представление, но настоящий удар в пах всем устоям общества того времени.
Звездой фильма, безусловно, стал вовсе не первый свободный негр Джанго (хоть весь фильм и крутится вокруг него), а охотник за головами доктор Шульц в исполнении Кристофера Вальца. Хотя я собирался идти на оригинальную английскую озвучку, но я очень рад, что все же не попал на нее, а сходил именно на немецкую - потому что Вальц озвучивал свою роль чудо как хорошо. Изумительный немецкий выговор, понятный и элегантный, заставлял меня мурчать как котика и смеяться как конь во время шуток в начале фильма. Потом фильм стал не таким смешным, но игра Вальца была действительно безупречной, и поэтому Оскар им получен совершенно заслуженно.
Впрочем, и игру Ди Каприо стоит отметить похвалой, эти два актера своим присутствием задвинули бедного негра на задворки, оставляя ему лишь право время от времени мычать что-то неадекватное и психовано хвататься за пушку.
Антураж, декорации, костюмы - все на достойном уровне. В конце Тарантино не удержался и конечно же опять устроил тонны кетчупной крови и комиксоидную победу негра над белыми, что вообще рвет все шаблоны жанра, но фильм оставляет глубокое послевкусие именно реалистичным описанием нравов того времени, и все же не рекомендуется людям со слабой психикой.
////////////////////
3. One flew over the cuckoo's nest - Пролетая над гнездом кукушки (1975)
Знаковый фильм по одноименной книге Кена Кизи. 5 Оскаров, восторженная оценка критиков, новая веха в истории кинематографа. Фильм я стал смотреть после прочтения книги, которая меня оставила под впечатлением.
Но при этом если бы я случайно наткнулся на него по телевизору, я бы скорее всего выключил уже на первых 10 минутах. Потому что начало какое-то невразумительное, а для избалованного Голливудом поколения данный фильм 1975го года покажется скучным и статичным. Только ближе к середине фильм обретает динамику и очарование, а к концу уже крепко держит в напряжении.
Также мне поначалу не понравились режиссерские правки в повествовании - некоторые сцены все же не связаны с предыдущими, настолько быстр и непонятен переход к ним - но после просмотра, и после прочтения пары рецензий я тоже пришел к мнению, что данные изменения не так уж и плохи, и возможно даже открыли дополнительный слой в этой истории.
В отличие от книги, главная сестра отделения Гнуссен вызывает симпатию, и вся гнусность ее методик раскрывается лишь по ходу действия. По сюжету книги она сразу противопоставляется новому задиристому пациенту - увальню и балагуру МакМерфи. Однако в фильме МакМерфи в исполнении Джека Николсона - это щупловатый и непоседливый уклонист, который вроде бы и не сильно отличается от остальных пациентов психиатрического отделения, и соответственно не возводится изначально в ранг борца с системой. Конфликт между глав-сестрой и ирландцем развивается постепенно, на глазах у зрителя, с каждой минутой все яснее прочерчивая характеры и разворачивая драму.
Примечательно, что сам Кен Кизи называл эту экранизацию неудачной и упрекал режиссера и сценариста в перевирании всего замысла и удалении многих важных моментов и сцен, НО при этом сам этот фильм так и не смотрел (!!!), а оценивал по замечаниям критиков и своих знакомых. На мой взгляд совершенно дурацкая позиция, ведь экранизация и не может быть 100% по книге, собственно как и сама книга изначально не пишется в качестве сценария.
Ну и еще весьма интересно было узнать, что этот фильм был знаковым для многих американских актеров, которые сейчас весьма имениты, а тогда были простыми статистами: те же Джек Николсон, Денни де Вито, Кристофер Ллойд.
Фильм, как и книгу, я рекомендую. Он не зря занесен в золотой список, и пускай не поражает своей зрелищностью и местами слабоват, но для своего времени это был прорыв, а история не оставляет равнодушным.
/////////////////////