Методологический индивидуализм

Mar 28, 2009 15:55

В дискуссии по поводу социологического номинализма был затронут ряд вопросов, которые, видимо, я недостаточно ясно осветил в основной статье ( Read more... )

/социологический номинализм/, общество

Leave a comment

Я пишу из форума Кураева (Самохин). Продолжим. anonymous March 28 2009, 14:42:33 UTC
Итак, ключевым понятием методологического индивидуализма/социологического номинализма является положение о том, что целеполагание и деятельность свойственны только индивидам. Примем же ключевое исходное положение социологического номинализма и посмотрим что будет. Предположим, что есть две личности и между ними возникло социальное взаимодействие. Отвлечемся от того, что деятельность и целеполагание этих личностей (коридор возможностей) заданы культурой и традицией общества (большими системами). Предположим, что до этих двух личностей ничего и не было вообще (никакой культуры и проч.). Упростим задачу ( ... )

Reply

Re: Я пишу из форума Кураева (Самохин). Продолжим. as_merlin March 28 2009, 14:54:25 UTC
Я никогда не спорил с тем, что в результате взаимодействия людей влияние идет не на только результаты их действий, но и на формирование желаний (даже не надо сложностей: такой работой пиарщики рекламщики себе зарабатывают на хлеб), и на набор доступных решений (современный человек, тем более не японец, вариант "сделать харакири" обычно не расссматривает. Даже для самоубийства выбираются более легкие способы).

Это звучало и в нашей дискуссии на форуме (лень искать, но если настаиваете - без проблем), и в комментариях к предыдущему посту:
http://as-merlin.livejournal.com/51887.html?thread=569519#t569519

Это никак методологическому индивидуализму не противоречит. Все равно желания и решения остаются личными, пусть даже на их формирование оказали воздействие другие стратегические игроки (люди) или нестратегический игрок (природа).
Считать людьми сферическими конями в вакууме никто не призывает!

Reply

Re: Значит Вы меня не поняли. anonymous March 28 2009, 18:54:52 UTC
"Это никак методологическому индивидуализму не противоречит. Все равно желания и решения остаются личными, пусть даже на их формирование оказали воздействие другие стратегические игроки (люди) или нестратегический игрок (природа). Считать людьми сферическими конями в вакууме никто не призывает!"

Так в том-то и дело, что противоречит. Ибо я утверждаю, что кроме отдельных людей (игроки) есть еще и сообщества людей (социальные группы, классы, нации, народы, общества), которые тоже оказывают влияние. Вы их, эти единства, согласно принципу методологического индивидуализма считаете номинальными, то есть в реальности не существующими.

С уважением, Александр

Reply

Re: Значит Вы меня не поняли. as_merlin March 28 2009, 20:29:13 UTC
Сообщества - не влияют.
Взаимодействие идет ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕКОМ. Как можно взаимодействовать с группой людей иным способом, кроме как через взаимодействие с ее конкретными членами?

Reply

Re: Значит Вы меня не поняли. anonymous April 4 2009, 08:11:54 UTC
В нелинейных системах принцип суперпозиции не выполняется. Грубо - целое не равно сумме частей. Может поэтому проявляются свойства системы, не обнаруживаемые в ее составных частях

Reply

Re: Значит Вы меня не поняли. as_merlin April 5 2009, 15:16:21 UTC
Цитата из заглавного поста:

----
И еще важный момент, который тоже многие пропустили.
Социологические номиналисты не отрицают наличия у социумов системных свойств, не имеющихся у индивидов (точнее говоря, у отдельно взятого социологического номиналиста такое отрицание может быть, а может и не быть: и то, и другое совместимо с методологическим индивидуализмом).
Они отрицают наличие у групп людей желаний (интересов, целей) и возможности принимать решения.
ЭТИ СВОЙСТВА есть только у людей.
Другое дело, что группы людей могут иметь ИНЫЕ системные свойства, отсутствующие у индивидов. Но "хотелки" и "решалки" у социумов нет и быть не может.
----

Reply


Leave a comment

Up