Методологический индивидуализм

Mar 28, 2009 15:55

В дискуссии по поводу социологического номинализма был затронут ряд вопросов, которые, видимо, я недостаточно ясно осветил в основной статье ( Read more... )

/социологический номинализм/, общество

Leave a comment

Comments 94

papabobr March 28 2009, 13:50:05 UTC
Если "хотелки" и "решалки" у социума нет и быть не может, то откуда берутся "хотелки" и "решалки" у совокупности клеток, которые образуют стратегического игрока?

Reply

as_merlin March 28 2009, 13:54:05 UTC
Системное свойство.
Хороший пример с водой: кружку воды можно делить вплоть до молекулы, и все равно это будет вода. Молекулу тоже можно разделить - но это уже водой не будет. Совсем другие свойства у элементов.

Reply

хороший пример. neo_der_tall March 28 2009, 14:45:13 UTC
Скажите, а Вы сами не видите, что призываете смотреть на свойства воды только через призму молекулы воды?

Reply

Re: хороший пример. as_merlin March 28 2009, 14:59:13 UTC
В самом конце моего заглавного поста есть уточнение.

Аналогия с водой - лишь аналогия: в чем-то подходит, в чем-то - нет. На то это и аналогия.

Reply


sa_sha_s March 28 2009, 13:58:47 UTC
Ученым языком тут изложены вполне тривиальные вещи.

Reply

as_merlin March 28 2009, 14:02:36 UTC
Тривиальные, действительно тривиальные.
Но разве Вы не слышали, как кто-нибудь начинает разглагольствоваться про интересы фирмы/страны/нации/человечества?

Увы, заблуждения живучи. Если их не показать в открытую, то многим их даже не заметно.
Поэтому важно в первую очередь проанализировать предпосылки, а дальше иногда и не требуется спорить: и так все ясно становится.

Reply

sa_sha_s April 3 2009, 22:08:02 UTC
Да, тут вы совершенно правы.
Я как-то и не подумал про "интересы нации". Я подобные обороты всегда считал вздором такого уровня, который уже даже и невозможно опровергнуть (есть у вздора такая высшая степень). А тут выходит, что можно.
Одно жалко - кто рассуждает об "интересах нации", тот обычно текст такой длины не в состоянии прочесть бывает. :(

Reply

as_merlin April 3 2009, 22:11:07 UTC
Ну а вдруг, если случай не особо запущенный...

Reply


daddym March 28 2009, 14:29:26 UTC
Идея неплоха - но имеется два возражения.
Первое скорее в области определений. К примеру если все члены группы в силу каких то причин полагают нечто неприемлемым или наоборот - группа в целом вполне это способна отстаивать и на групповом уровне автоматически.
Второе, именно системное явление. С ростом размером и сложностей система вполне обретает собственную жизнь. И первым желанием является естественно желание продолжать жить. Собственно идеи Лазарчука - Голем. Впрочем возможно и в этом мы просто расходимся в определениях.

Reply

as_merlin March 28 2009, 14:39:56 UTC
// К примеру если все члены группы в силу каких то причин полагают нечто неприемлемым или наоборот - группа в целом вполне это способна отстаивать и на групповом уровне автоматически. //

Все равно желания и решения останутся индивидуальными. Даже если они совпадают с желаниями и решениями других индивидов.

// Второе, именно системное явление. С ростом размером и сложностей система вполне обретает собственную жизнь. И первым желанием является естественно желание продолжать жить. Собственно идеи Лазарчука - Голем. Впрочем возможно и в этом мы просто расходимся в определениях. //

Мне все-таки кажется, что приписывать каждому гомеостату черты живого существа - это скорее поэтическая метафора. Да, расхождения лишь в определениях.

Reply

daddym March 28 2009, 14:50:50 UTC
Хм, мне кажется Вы тоже не чужды метафорам. Получается что коллективное бессознательное и психологию толпы выносим из рассмотрения. Да заодно еще и игнорируем что по большому счету полноценные индивидуальные решения способны принимать лишь Личности. Определение

Reply

as_merlin March 28 2009, 15:07:39 UTC
"Колективное бессознательное" на самом деле имеет своими носителями отдельных индивидов. И кстати, не является идентичным для каждого их них! Все в разной мере усваивают такие ментальные модели в процессе социализации.

(Кстати, завтра или послезавтра я вывешу пост про культуру: там как раз про это будет! Не хочу сейчас забегать вперед и дублироваться. Пока отложим.)

Ну а поведение толпы также объясняется как результат взаимодействия ее членов. Одни и те же люди могут быть в разных взаимосвязях друг с другом. Иногда синергический эффект оказывается отрицательным, как в случае с толпой. Но это ни в коей мере не отрицает тот факт, что у толпы как таковой нет ни желаний, ни возможности принимать решения.

Про "полноценные индивидуальные решения непонятно", ибо:
а) ВСЕ решения индивидуальны, даже если это решения младенца, выбирающего между плачем и молчанием.
б) Люди - не сферические кони в вакууме, и на формирование их желаний оказывают воздействие как другие люди, так и нестратегический игров - природа.

Reply


psilogic March 28 2009, 14:32:26 UTC
Карфаген должен быть разрушен :))

Reply

:))))))))))))))))))))))))))))))) as_merlin March 28 2009, 14:36:04 UTC
ДА!
... )

Reply

psilogic March 28 2009, 14:40:23 UTC
я уж забил, умучал ты мну
а на смайлике не хватает ботинка :)

Reply


Я пишу из форума Кураева (Самохин). Продолжим. anonymous March 28 2009, 14:42:33 UTC
Итак, ключевым понятием методологического индивидуализма/социологического номинализма является положение о том, что целеполагание и деятельность свойственны только индивидам. Примем же ключевое исходное положение социологического номинализма и посмотрим что будет. Предположим, что есть две личности и между ними возникло социальное взаимодействие. Отвлечемся от того, что деятельность и целеполагание этих личностей (коридор возможностей) заданы культурой и традицией общества (большими системами). Предположим, что до этих двух личностей ничего и не было вообще (никакой культуры и проч.). Упростим задачу ( ... )

Reply

Re: Я пишу из форума Кураева (Самохин). Продолжим. as_merlin March 28 2009, 14:54:25 UTC
Я никогда не спорил с тем, что в результате взаимодействия людей влияние идет не на только результаты их действий, но и на формирование желаний (даже не надо сложностей: такой работой пиарщики рекламщики себе зарабатывают на хлеб), и на набор доступных решений (современный человек, тем более не японец, вариант "сделать харакири" обычно не расссматривает. Даже для самоубийства выбираются более легкие способы).

Это звучало и в нашей дискуссии на форуме (лень искать, но если настаиваете - без проблем), и в комментариях к предыдущему посту:
http://as-merlin.livejournal.com/51887.html?thread=569519#t569519

Это никак методологическому индивидуализму не противоречит. Все равно желания и решения остаются личными, пусть даже на их формирование оказали воздействие другие стратегические игроки (люди) или нестратегический игрок (природа).
Считать людьми сферическими конями в вакууме никто не призывает!

Reply

Re: Значит Вы меня не поняли. anonymous March 28 2009, 18:54:52 UTC
"Это никак методологическому индивидуализму не противоречит. Все равно желания и решения остаются личными, пусть даже на их формирование оказали воздействие другие стратегические игроки (люди) или нестратегический игрок (природа). Считать людьми сферическими конями в вакууме никто не призывает!"

Так в том-то и дело, что противоречит. Ибо я утверждаю, что кроме отдельных людей (игроки) есть еще и сообщества людей (социальные группы, классы, нации, народы, общества), которые тоже оказывают влияние. Вы их, эти единства, согласно принципу методологического индивидуализма считаете номинальными, то есть в реальности не существующими.

С уважением, Александр

Reply

Re: Значит Вы меня не поняли. as_merlin March 28 2009, 20:29:13 UTC
Сообщества - не влияют.
Взаимодействие идет ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕКОМ. Как можно взаимодействовать с группой людей иным способом, кроме как через взаимодействие с ее конкретными членами?

Reply


Leave a comment

Up