Есть такой фильм у Ларса фон Триера, если кто не в курсе. С чудовищно гадким сюжетом и месседжем, но технически совершенный и кинематографически гениальный.
Некий Лео Кесслер (слева на скриншоте выше), не то немец, не то немецкий еврей, вовремя бежавший из Третьего рейха в США, в 1945 году едет назад, в Германию - как он это не то сам себе, не то нам объясняет - помогать людям на гражданской работе - проводником поезда компании Zentropa. Дочь владельца "Центропы", Катарина Хартманн (справа на скриншоте выше), почти сразу находит "американского идеалиста", соблазняет, женит на себе, вводит в свой круг - старую элиту, связанную с подпольным профашистским Werwolf'ом. Через какое-то время не то настоящим киднеппингом Кэт, не то театральным розыгрышем, достойным Станиславского (ведь Хартманн и сама - одна из ключевых фигур "Вервольфа"), вервольфовцы заставляют Лео подорвать поезд на мосту, чтобы нарушить железнодорожное сообщение союзников. Он в последний момент сомневается - всё же одно дело как бы случайно пропустить в поезд детишек с пистолетами, убивающими новоназначенного американцами бургомистра, и другое - отправить на тот свет тысячи ни в чём не повинных людей. Но Катарина убеждает его шокирующим аргументом: а нет в Германии ни одного невиновного! Все или убийцы, или предатели. Все достойны смерти - никого не жалко, не о чём сожалеть! Под конец Лео таки взрывает и топит поезд на мосту, но теперь уже по собственному желанию. Вместе с собой - ну а что, он же и сам такой, достойный смерти.
Раньше мне этот фильм казался совершенным бредом, элитарным артхаусным кунштюком эпатажного датского режиссёра, с самого начала снискавшего себе славу человеконенавистнической чернухой. Действительно, в "Европе" нетрудно заметить и главную идею "Преступного элемента": нет хороших людей, все подонки, убийцы и маньяки, только ещё (или так и) не вошедшие во вкус. И "Эпидемии": идеалисты с добрыми намерениями - главные злодеи. Крайне сомнителен и психологический реализм сценария: ну с какой бы стати эталонно положительный идеалист, если он действительно таковым является, да ещё и сын бежавших от нацистов евреев (что прямо в фильме нигде не говорится, но неоднократно намекается) вдруг согласится сотрудничать с нацистским подпольем, а не сдаст его союзникам при первом же случае? Ведь он должен понимать, что ничего хорошего их деятельность никому принести не может. Даже если учесть, что (так утверждается в фильме) 80% немцев продолжают поддерживать нацизм. Влюблённость? Ну не смешите меня! Она тут столь же неприкрыто картонная, фальшиво разыгранная только для последующей дискредитации, как и все человеческие чувства в более поздней "догме". В "Эпидемии" оба, режиссёр и сценарист прямо на камеру демонстрируют нам это своё отношение к публике, цинично придумывая нарочито бредовую историю по принципу "пипл всё схавает" (хотя в данном случае под пиплом надо бы понимать интеллектуальную элиту, что как бы даже ещё более впечатляет зрителя - которому откровенно, не стесняясь плюют в рожу, но он раз за разом возводит Триера на пьедестал кинематографических гениев, восторгаясь и превознося, пожалуй, даже поболе всех действительно достойных режиссёров-гуманистов). Ни о каком жизненном правдоподобии и речи идти не может. Так же и "Европа" - это не жизнь, отражённая в искусстве, но искусственно высосанная из пальца не-жизнь, отрицание жизни, любых человеческих идеалов, прогресса и разума.
Как вообще можно стать столь рафинированным мизантропом, имеющим лишь одну сверхидею, одно сверхжелание в жизни - доказать, что все - скоты, весь мир - дерьмо и никакого выхода - нет?
И вот сейчас я постепенно начинаю понимать, точнее своими глазами наблюдать, как и почему возникают такие воззрения. Масса людей, ещё три года назад возмущённо отреагировавшая на начало СВО, как минимум, словами Немцова - "Он *******, Владимир Путин, чтоб вы поняли" - сегодня, к величайшему моему удивлению, не просто переметнулась на тёмную сторону, но демонстративно заняла вот именно такую позицию, в точности, один в один. "Это просто жизнь. Жизнь - она везде говно, и, если хочешь жить, надо быть говном, хоть тут, хоть в Штатах. И вы такие же, ещё большее говно, только денег вам никто пока ещё не дал. И не даст, ха-ха-ха!". Один мужчина работал грузчиком на ставку в 20 тыр. Сейчас работает на каком-то военном заводе, устроился по протекции неназванного доброго родственника. Хвалится, что одна только премия была под поллимона. На фотках весь лоснится благополучием и удовлетворением, позируя на фоне какого-то строящегося дома. Даже мат из речи куда-то пропал у него. Но зато демонстративный мизантропский цинизм зашкаливает просто. Одна женщина, которую я последнее время наблюдаю только заочно, по старой "дружбе" в ВК, активно выступавшая против "либералов" (под которыми понимала сторонников экономического неравенства) теперь, оказывается, работает ни много ни мало "специалистом по воинскому учету" в какой-то крупной госкомпании. Прошла переподготовку, устроилась на пике спроса в прошлом году и сейчас поёт в сети оды "русскому миру" и панегирики лично Путину, "самому народному лидеру России всех времён". И тоже открыто транслирует ту же идеологию: да, орки мы, тупые и злые, ну и что - вы и сами все такие, просто жить не умеете!".
Но что самое неожиданное, что, собственно, и напомнило мне в них триеровского Лео - все они регулярно репостят новости про подготовку ядерной войны. Без малейшего страха причём, скорее даже с каким-то праздничным энтузиазмом! Вот, мол, посмотрите, мы хоть сегодня готовы. Всё ж равно давно пора эту гадкую планетку экстерминировать. С нами вместе? И что? Ну, то есть те же мизантропски-суицидальные мотивы.
В этом они, конечно, отличаются от высокомерных мизантропов-праваков, хорошо известных мне задолго до невойны. У них те же и высокомерие, и мизантропия, и речи про неумение жить, про безальтернативность неравенства. А часто и зла вообще. Что-де неудачники только потому и говорят про равенство, что других пока не нагнули. А так больше всех сами и денег, и власти хотят. Рабы хотят иметь рабов, "ресентимент шариковых" и вот это всё. То, что можно вообще не желать неравенства, даже в свою пользу, они не допускают ни на миг. Все - алчные властолюбивые циничные оппортунисты, настоящих эгалитаристов не существует в природе. Но об уничтожении мира такие обычно не мечтают. И представления о добре у них есть, хоть и предельно специфические, абсолютно мне чуждые и непонятные. Есть даже огромное искушение сказать, что все их россказни о добре - не более, чем лицемерие, религиозный или гуманистический опиум для дурачков, в который сами они ничуть не верят. Но чтобы громко, наслаждаясь реакцией, провозглашать день за днём, что подлинное добро - это Зло, подлинная жизнь - это Смерть, а все люди, этого мнения не разделяющие, просто сами ещё не дозрели до постижения Истины... Это нечто совсем другое уже.
И мизантропы разные бывают. Я, скажем, известного всем россиянам Булгакова тоже к ним причисляю. Однако в том, что его произведения пропагандируют отрицание идеалов, добра и существования хороших людей вообще у меня есть серьёзные сомнения. Плох не сам Булгаков, а те, кто эксплуатирует его действительно талантливые романы для огульного охаивания "коммуняк", "быдла" и "шариковых", подразумевая под ними бедняков и сторонников эгалитаризма. Но это очень поверхностный взгляд. Автор, на мой взгляд, на порядки умнее и глубже абсолютного большинства своих восторженных читателей.
Но Триер не таков. Он таков, как и все эти злобные орки. Разве что по какой-то дичайшей несправедливости получивший редкий дар кинематографиста. И выражающий на языке элитарного артхаусного кино самые глубинные идеи и мечты глубинариев, пришедших к своему маленькому, ничтожному успеху, но уже за него продавших душу дьяволу со всеми потрохами и теперь убеждённых, что любой на их месте поступил бы также. А разве может быть иной эта грёбаная (не)жизнь? Разве можно отказаться от поддержки (не)войны? Разве есть в этом мире нетакие люди? Конечно же, нет!