Меня спросили, как теракт в "Crocus City Hall" мог бы уложиться в схему "дружественных ударов". Отвечаю: отлично мог бы уложиться. Только вот партнёром по такой "дружбе" должны быть не украинцы, так и просящиеся на язык в таком сценарии, а спецслужбы некоторой третьей страны или какие-то другие высокоорганизованные не-украинские и не-исламистские силы.
Под катом объясняю, почему так.
Если украинские спецслужбы и могли бы (гипотетически) быть (со)организаторами, то только в рамках частного "дружественного удара". То есть, когда украинцы (ГУР) устраивают операцию "возмездия", а россияне их крышуют, ведут и обеспечивают успешность теракта - уже ради своей выгоды. Если эта выгода была частной и заключалась, например в разборках каких-то эфэсбэшных группировок с владельцами (скажем, попутавшими берега и не желающими делиться с крышей по-братски), то это одно дело. А если выгода высшего уровня и заключалась в эскалации невойны, то совсем другое. Ведь украинцам эскалация уже не выгодна и удар не будет "дружественным" (то есть взаимно выгодным и согласованным обеими сторонами). Более того, украинцам сейчас в принципе не выгодно даже просто слишком рисковать, организуя чрезмерно дерзкие акции, провоцируя возможную эскалацию - ведь положение на фронте, мягко говоря, не очень. Зачем лесть на рожон, так рискуя, если можно и дальше продолжать зарекомендовавшие себя как эффективные и безопасные удары по объектам нефтегазовой отрасли? Поэтому я всё же не верю в "украинский след". Им "дразнить русского медведя" почти прямо в его рублёвской берлоге сейчас невыгодно как никогда.
Но. Есть ведь ещё версия "дружественного удара" по дружбе российских спецслужб со спецслужбами некоторой третьей страны или стороны, также заинтересованной в эскалации конфликта. Я именно на это и намекаю как на один из вариантов, не раз за последнее время указывая на вовлечённость каких-то не-украинских сил, имеющих целью некоторое движение конфликта по им выгодному плану. Эти силы находятся в тени, но раз за разом дают поводы заподозрить их существование и заинтересованность в определённом плане и результате невойны.
Повторяю: то, что я отвергаю в этот раз вовлечённость украинских спецслужб, ещё не значит, что не допускаю вовлечённость в этот теракт каких-то других, не-украинских сил. Я нигде не говорю о монополии на теракт спецслужб РФ. Но и без их ведома всё вряд ли могло произойти.
Значит, мы имеем либо рафинированный "рязанский сахар", либо дружественный с неукраинцами удар.
То, что исполнители действовали необычно профессионально внутри здания, отлично для непрофессионалов владея оружием и тактикой, без сучка и задоринки справившись с весьма напряжённым таймингом и пр., а также, якобы, выезд их перед терактом в Турцию, наводит на мысль, что спецслужбы третьей страны или стороны таки хорошо поработали с террористами. И, учитывая чёткую целевую установку на отход живыми, этой силой явно не были настоящие исламисты.
У меня в постах не раз уже давался намёк на вовлечённость Турции (в том числе и в израильские теракты 7/10), хотя кроме меня практически никто всерьёз её как игрока столь серьёзного масштаба, работающего на дестабилизацию во всём макрорегионе не воспринимает. В то, что через неё действуют какие-то американские (или глобальные) силы - тоже.
Однако у сценария дружественного удара есть и свои сложности.
Например, многие детали инцидента наводят на мысль, что теракт был сопряжён с каким-то другим преступлением.
Мне с самого начала приходила в голову мысль, что пожар мог разгореться неожиданно быстро и масштабно для организаторов операции. И что он мог бы быть нужен изначально только локально для сокрытия чего-то. Например, улик заказного убийства некоего лица, присутствовавшего в зале в качестве посетителя - такая гипотеза отлично объяснила бы и возможный перенос теракта на две недели (цель киллеров отменила запланированный было визит, перенеся его на одну из следующих суббот). Пожар - это ведь, прежде всего, самый типичный способ уничтожения следов на месте преступления. И крайне редко - умышленного убийства (в отличие от взрывов).
В итоге получаем такие (под)версии:
1. Сложный теракт с масс-шутингом и супер-пожаром как единое целое.
2. Теракт с шутингом параллельно какому-то иному, маскируемому терактом и пожаром преступлению.
И чем дальше, тем больше мне кажется более вероятным именно второй вариант.
Пожар с самого начала смутил меня больше всего.
Но параллельный двусоставный сценарий сложнее согласовать "по дружбе". Поэтому я и не вывожу эту гипотезу на первый план. А так да, ещё с восьмого числа я намекаю на возможность именно "дружественного удара" (россиян и не-украинцев) в формате терактов или кибер-атак.