Робокоп - техногенное чудовище Франкенштейна

Feb 04, 2014 18:30

В связи с грядущей премьерой римейка «Робокопа», которая состоится 12 февраля, хочется вспомнить этот без преувеличения культовый боевик, впервые вышедший на экран в 1987 году.



Робокоп образца 1987 года



Робокоп - 2014

Действие фильма происходит в неком недалеком и, как водится, довольно мрачном будущем. Мир погружен в пучину анархии, а космос люди освоили лишь настолько, чтобы президент Америки мог проводить пресс-конференцию на орбите. Город Детройт находится в кризисе. Власти не в состоянии навести порядок и поэтому вынуждены сотрудничать с могущественной корпорацией ОСР, которая подчиняет себе полицию города.

«Робокоп» состоит сразу из нескольких архитипичных сюжетов, иллюстрирующих человеческие страхи. Это страх будущего, подсознательный страх христианского мира перед грядущем Апокалипсисом. В новостных выпусках ведущие бодро рапортуют о вспыхивающих то тут, то там мятежах и гражданских войнах. В самом Детройте убийство полицейского - обычное дело. Город фактически на военном положении. Человеческая жизнь ничего не значит. Полицейский участок напоминает казарму: места и полицейских явно не хватает, мужчины и женщины работают на равных и, очевидно, давно не стесняясь друг друга, переодеваются в одной раздевалке.

Здесь и извечная история о сумасшедшем ученом. В фильме она помножена на три: глава корпорации, его заместитель и молодой создатель Робокопа. Президент корпорации Кол Хаген или «Старик» не чужд идеализма. Он создал корпорацию ОСР на тех китах, которые - это подчеркивается в фильме - традиционно считаются невыгодными для бизнеса отраслями: тюрьмах, больницах, космосе. Не исключено, что разгул преступности в Детройте дело рук ОСР, так сказать, маленькая победоносная война, по завершении которой Старик воплотит свою мечту, выстроив на месте старого Детройта город-утопию и воцарившись в нем пожизненным мэром. Двое амбициозных ученых, заместитель президента и молодой и наглый сотрудник компании Боб Мортон, мечтающий стать доверенным лицом Старика, создают роботов, которые выходят из-под контроля своих творцов.

История Робокопа/Алекса Мёрфи это не только очередная вариация фабулы классического романа Мэри Шелли, но и реплика о создании зомби причем сразу в двух смыслах: привычном на сегодня - об ожившем мертвеце и более реалистичном, берущим начало из культуры южноафриканских шаманов - человеке, фактически живом, но официально объявленным мертвым, утратившим личность и собственную волю.

Почему еще «Робокоп» так хорош? Во-первых, это удачный выбор актера на роль главного героя. У Питера Уэллера нетипичная внешность для героя боевиков. Питер Уэллер в отличие от тройки Шварцнеггер-Сталлоне-Ван Дамм не может похвастаться мышцами. Они ему и не нужны, ибо весь фильм он проходил в «латах» Робокопа, а по сюжету он вовсе лишен биологического тела. Более того, актера взяли во многом благодаря худобе. У Питера Уэллера интересное лицо. В шлеме Робокопа и без него это два разных персонажа. Первый: непробиваемый, стандартно-неповоротливый громила с безупречно красивым ртом, который всегда сурово сжат. Второй: беззащитное существо, некогда бывшее человеком и искусственно возрожденное из праха. Заметим, что в ключевые моменты Робокоп оказывается без шлема. То есть, он совершенно обнажен. Голова, лишенная волос, делает его похожим на младенца. Туго натянутая на металлический каркас кожа и след от пули напоминают о том, что над Мёрфи дважды жестоко надругались, в первый раз, когда банда подонков убила его, и во второй, когда группа ученых ОСР сделала киборга из его искалеченного тела.

Актер, взятый на главную роль в римейке 2014 года, по-плакатному симпатичный, спортивного телосложения, но не запоминающийся; в роли Робокопа совершенно не напоминает оживленный труп. Еще один рыцарь в черных доспехах. В сети уже гуляют шутки на эту тему.




1980

Previous post Next post
Up