«Собор Парижской богоматери»: о настоящем Клоде Фролло, архидьяконе Жозасском

Aug 23, 2013 11:22

Кинематографисты не любят Клода Фролло. В фильмах он показан мерзким похотливым стариком, которому рано или поздно суждено было окончательно спятить. Однако же в романе Виктора Гюго Фролло молодой по нынешним меркам, полный сил мужчина с нерастраченной юношеской страстью. С чем это связано? С тем, что актрисам, исполнявшим роль Эсмеральды, тоже было далеко «не шешнадцать»? Отчасти и так. Вот, например, в красочной киноверсии 1956 года Эсмеральде-Джине Лоллобриджиде было 29 лет - самый расцвет красоты. Алену Кюни, сыгравшему архидьякона Клода Фролло - 48.



Иллюстрация к роману, художник В.В.Перов

«Среди множества лиц, озаренных багровым пламенем костра, выделялось лицо человека, казалось, более других поглощенного созерцанием плясуньи. Это было суровое, замкнутое, мрачное лицо мужчины. Человеку этому, одежду которого заслоняла теснившаяся вокруг него толпа, на вид можно было дать не более тридцати пяти лет; между тем он был уже лыс, и лишь кое-где на висках ещё уцелело несколько прядей редких седеющих волос; его широкий и высокий лоб бороздили морщины, но в глубоко запавших глазах сверкал необычайный юношеский пыл, жажда жизни и затаенная страсть». Глава 3, "Собор Парижской богоматери".

Но при сдвигании возрастных границ в понимании зрителей меняется причина поздней любви Фролло, вылившейся в ярость и ненависть - высокая трагедия превращается в фарс и пошлость в духе «седина в бороду, бес в ребро». В довольно вольной экранизации 1997 года с Сальмой Хайек престарелый Фролло, иссушенный церковными догмами, откровенно смешон. В мультипликационной версии 1996 года, где Фролло уже не архидьякон, а всесильный судья, которого не интересует ничего, кроме власти. Классический сюжет американцы, как водится, перевернули с ног на голову, и любовная линия Фролло-Эсмеральда выбивается из общей картины вполне детского мультика с песнями и погонями совсем недетскими сценами. В обоих случаях внезапно вспыхнувшая страсть Фролло выглядит притянутой за уши. И в фильме, и в мультике Фролло тиран, очевидно, прошедший огонь и воду, чтобы достичь своего нынешнего высокого положения.  Эсмеральда  в этих киноверсиях не невинная уличная плясунья, а настоящая амазонка, которая поднимает на бунт парижских бедняков. И Фролло здесь не до томных вздохов, ему бы найти управу на смутьянку.

Зритель видит Клода Фролло глазами юной Эсмеральды: 16-тилетней невинной девушке мужчина хорошо за тридцать кажется стариком, его мужское желание способно внушить только страх и отвращение. Ведь одно из самых противных зрелищ, когда старик, мучимый страхом приближающейся смерти, с похотливыми мыслями тянет артритные ручонки к юной девице; Клод Фролло должен быть отвратителен зрителям, а сколько-нибудь привлекательная, мужественная внешность вызовет ненужное сочувствие.



Лукас Кранах "Влюбленный старец" (XV век)

Чем менее неискушенной выглядит Эсмеральда, и оттого тем комичней ее любовь к пустоголовому красавцу-капитану Фебу, тем отвратительней должен быть Фролло. Но Виктор Гюго писал не о страхе смерти. Все его герои молоды. В том числе и Клод Фролло, лишь внешне взрослый мужчина, который только «начал стареть», но эмоциональному развитию необузданный юноша. Гюго в лучших традициях Романтизма показывает, как еще слаб рациональный ум человека  перед жизненными испытаниями. Фролло кладет всю свою жизнь во славу науки, но первый же чувственный опыт превращает ученого аскета в животное.

Экранизации "Собора Парижской богоматери"

The Darling of Paris 1917 Walter Law(41) (фильм считается утраченным)
Esmeralda 1922 Annesley Healy



Brandon Hurst(57), 1923



Sir Cedric Hardwicke(46), 1939



Alain Cuny(48), 1956



James Maxwell(37), 1966 (кадр из фильма "Evil of Frankenstein" 1964)



Kenneth Haigh(46), 1977



Derek Jacobi(44), 1982



Richard Harris(67), 1997



Richard Berry(49), 1999

Мюзикл Notre-Dame de Paris
Во Франции 1997-2002



Daniel Lavoie(48-...)

В России 2002-2005



Александр Голубев



Александр Маракулин(29) 2002



Игорь Балалаев(33-...) 2002-2004
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мультфильм, 1996


Previous post Next post
Up