Плантагенеты (часть первая)

Sep 08, 2010 12:40


Плантагенеты - королевская династия Англии в 1154 - 1399 годах, представители: Генрих II, Ричард I Львиное Сердце, Иоанн Безземельный, Генрих III, Эдуард I, Эдуард II, Эдуард III, Ричард II. Боковые ветви - Ланкастеры и Йорки.




Герб Плантагенетов

Анжуйская династия имеет корни во Франции. Плантагенетами этот род стали называть в XV веке, но историки признали его лишь в XVIII веке. Это прозвище изначально получил отец Генриха II, Готфрид Великолепный, который обычно украшал свой шлем веткой дрока.



Готфрид Великолепный

Кроме того, их называли еще «чертово семя». По этому поводу сохранилось предание. Анжуйский граф Фулько V взял в жены девушку необыкновенной красоты, но она была несколько странной и держалась особняком, к тому же не любила ходить в церковь. Если же и приходила, то старалась как можно быстрее оттуда уйти. В то религиозное время это было очень необычно. Граф был возмущен таким поведением жены и приказал четверым своим рыцарям во что бы то ни стало задержать графиню в церкви. Когда женщина поднялась, чтобы уйти, один из рыцарей наступил ей на шлейф. Когда священник приготовился к освящению тела Господня, она закричала и с воплями выбросилась из окна, прихватив двух своих детей. Все решили, что на самом деле графиня оказалась злой феей, Мелюзиной, дочерью Сатаны, которая не могла вынести освящение тела Христова во время мессы. Говорили, что Анжуйские графы и Анжуйские короли Англии происходили от тех детей, которые остались от нее. Такое «дьявольское» происхождение объясняло припадки гнева, демоническую энергию и взрывной дурной характер, который отличал представителей этой династии.



Фулько со второй женой Мелисендой Иерусалимской

Этот самый Фулько удачно женил своего сына Готфрида на Матильде, наследнице английского престола, и в 1128 году передал ему свои анжуйские владения. А сам женился во второй раз на наследнице Бодуэна II Иерусалимского. В 1131 году он сам стал королем иерусалимским. Он оказался первым в длинном списке чужеземных мужей, обеспечивших богатой на дочерей династии порядок наследования.



Смерть Фулько

Сыновья Фулько, Бодуэн III и Альмарих, закрепили династический принцип наследования в Иерусалимском королевстве и подняли королевскую власть на значительную высоту.



Коронация Альмариха

Генрих II (1133 - 1189), внук короля иерусалимского Фулько, один из потомков «чертова семени», владел обширными землями во Франции, потом стал королем Англии (в 1154), герцогом Нормандии и через выгодный, но неудачный брак с Элеонорой Аквитанской - герцогом Аквитании, занимавшей значительную территорию на юго-западе Франции. Он возглавлял обширную империю, включавшую Англию и большую часть Франции, но на этом не успокоился и стремился захватить все, что только было возможно.




Дородный мужчина среднего роста, с рыжей шевелюрой, широким лицом льва и с бычьей шеей, Генрих был настоящим олицетворением королевской силы. Когда он злился, глаза его сверкали огнем. Умеренный в еде и выпивке, он слыл страшным непоседой и был просто одержим охотой.




Король, неутомимо скачущий по стране в одежде, мало чем отличавшейся от одежды слуг, неожиданно появлялся то здесь, то там, был неуловим и непредсказуем, что доставляло немало неудобств окружающим, т. к. придворные никогда не знали, когда начнется следующее утро, а повара всегда наготове держали обед - ведь король мог потребовать его в любую минуту.




При всей неупорядоченности личного существования Генрих очень четко правил государством. Он запретил сожжение еретиков на его землях в то время, как по всей Франции вовсю пылали костры инквизиции, ввел в Англии суд присяжных и развивал систему государственного управления. Он же дополнил еще более страшными статьями и без того варварский Лесной кодекс.




В политических играх Генрих был мастером мистификаций, не чурался предательства и даже натравливал своих противников друг против друга. Можно сказать, что Анжуйский двор был школой вражды и предательства.




Такая политика дала свои плоды, и в 1174 году его жена подняла против него восстание, в котором приняли участие три его сына-подростка. Элеонору Генрих после этого держал под стражей в различных английских замках, что не мешало ей, впрочем, появляться при дворе на Рождество и прочие семейные праздники. А сыновей он простил, учтя их возраст.



St. Thomas Becket, right, faces King Henry II in a dispute
Picture by Peter of Langtoft

Ричард был вторым сыном Генриха и поэтому не мог претендовать на престол, ему должно было перейти только наследство матери - Аквитанское графство. Но случилось так, что уже коронованный старший брат Генрих Младший при подавлении мятежа, поднятого против Генриха, умер от лихорадки в 1183 году. Поскольку сын Генриха Артур был еще слишком мал, Генрих II объявил своим наследником Ричарда.



Henry II, (left), disputing with Thomas Becket (center)

Что бы ни делал Ричард, он делал это основательно и с завидным терпением, никто и ничто не могло заставить его отказаться от поставленной цели, препятствия лишь раззадоривали его. Под ним вечно что-нибудь ломалось: то мост, по которому он скачет, то посох, на который он опирается, то седло. Даже меч ломался у него в руках. Гиральд называет его «наш лев», Бертран де Борн именовал его «львом». Ричард любил музыку, даже сам сочинил две гражданские баллады, сирвенты, а латынь знал лучше многих архиепископов.



Merry-Joseph Blondel

Он отличался неистовой силой в бою, более того - свирепостью.




Ричард был строптивым юношей, он постоянно вступал в конфликты с отцом и отказывался повиноваться его воле. Современники воспринимали поведение Ричарда как измену отцу (он участвовал в восстании против Генриха, организованном Элеонорой, отказался жениться на его любовнице и не исполнил волю монарха, который желал, чтобы Ричард передал Иоанну Аквитанское графство). Поэтому, когда Генрих умер от рака, возникла легенда, что Ричард убил своего отца.




Историки сообщают, что при приближении сына к мертвому отцу у последнего носом пошла кровь. Интерпретация однозначна: покойник прямо указывает на своего убийцу. Сюжет закрутили даже круче, выведя следующую мораль: Генрих убил своего слабого сына (его старший сын погиб в мятеже, поднятом им против отца), чтобы быть убитым сильным сыном.



Tombs of Henry II and Eleanor of Aquitaine in Fontevraud Abbey

После смерти отца Ричард стал английским королем. Коронация состоялась 3 сентября 1189 года в Вестминстерском аббатстве. Ричард сам взял корону с алтаря и вручил ее архиепископу, который и возложил ее на голову монарха. Но Ричард находился в общей сложности на территории Англии самое большее в течение полугода за 10 лет своего правления.




Основными приоритетами его политики были французские владения, постоянно находившиеся под угрозой враждебного нападения. Чтобы обезопасить себя на долгое время, Ричард объявил о выступлении в Крестовый поход. До театра военных действий решено было добираться морским путем. Армии теперь не грозило обычное истощение сил, сопряженное с длительным и полным лишений маршем, и ее можно было сразу же вводить в бой.




Ричард плыл на красной галере с такими же красными парусами. Он превратил поход в увеселительную прогулку: то и дело высаживался на берег, не обходя вниманием почти ни одной достопримечательности. Только в посещении Рима отказал себе.



Ричард и Филипп-Август

Так он добрался до Кипра, где выбравшиеся на берег моряки Ричарда были ограблены царем Исааком и посажены в тюрьму. Есть сведения, что их морили голодом и даже собирались обезглавить. Но поскольку пленникам удалось освободиться, то и намерения Исаака недоказуемы.




Все это вынудило Ричарда напасть на Исаака. Удивительны личные подвиги Ричарда: утверждают, будто он сбил копьем императора с коня, но тому удалось ускользнуть. Кроме того, Ричард убил императорского знаменосца, а захваченное знамя посвятил святому Эдмунду.




Одновременно с празднованием победы сыграли и свадьбу. Ричард женился на дочери короля Санчо VI Наваррского Беренике. Ричард очень удачно выбрал момент для бракосочетания: оскорбленный Филипп в это время не мог открыто выступить против него, так как они вместе выступили в поход на защиту христианства.



Ричард и Филипп

Не имея возможности оставить на Кипре для гарнизонной службы достаточное количество рыцарей, которые нужны были ему в Святой земле, и не располагая глобальным планом территориальной экспансии, Ричард продал Кипр за 100 000 безантов тамплиерам.




Кипр был завоеван за месяц.




Потопив по пути мусульманский корабль с продовольствием для защитников Акки, увенчанный славой и с огромной добычей, Ричард прибыл в лагерь крестоносцев у Акки. Всем теперь стало ясно, что дни Акки сочтены, ведь вместе с Ричардом прибыли основные силы крестоносцев. Завоевание побережья происходило без боя. После падения Акки и вести о гибели ее гарнизона защитники крепостей утратили волю к сопротивлению. Хайфа и Кесария были сданы, и их окрестности опустошены в соответствии с тактикой выжженной земли.



Alphonse Marie de Neuville

Покидая поле боя, Ричард часто брал с собой, по турецкому обычаю, головы павших - как доказательство, что он не предает христианского дела. Нередко сам Ричард оказывался в большой опасности. Неоднократно выезжая в разведку и на охоту с небольшим сопровождением, много раз подвергался нападениям и нападал сам, часто бывал неосмотрительным. Однажды его чуть не захватили в плен турки, когда Ричард беспечно уснул в саду под Яффой во время одной из таких прогулок, чудом он избежал плена 6 ноября и 20 декабря 1191 года.




Появление Ричарда во время боя всегда сеяло панику, страх вызывало одно его имя. В конце крестового похода его имя стало символом победы, именем Ричарда мусульмане пугали детей и проклинали понесших лошадей.




Повернув от Иерусалима, Ричард заботился о том, чтобы не бросали больных и ослабевших. В Аскалоне он принимал личное участие в восстановлении города и на своих плечах носил с корабля балки для сооружения осадных машин перед штурмом крепости ад-Дарум.




Для Ричарда первостепенное значение имели береговые крепости, поэтому он и отдал им предпочтение перед Иерусалимом. Из Аскалона Ричард производит разведывательные вылазки в сторону Газы и ад-Дарума, который он взял в конце мая 1192 года. Это была самая южная крепость Палестины, и у нее проходила граница с Египтом. После взятия ад-Дарума для армии крестоносцев больше не осталось серьезных целей.




В битве за Яффу английский король с копьем в руке бросил вызов всему мусульманскому войску, но никто не решился выйти на поединок с ним. С застрявшими в кольчуге стрелами, похожий из-за этого на ежа, въехал Ричард в сумерках в свой лагерь и одновременно в легенду.



Ричард и Филипп

После Яффы, последнего военного успеха, наступил этап очевидной военной уязвимости крестоносцев. И если бы Салах ад-Дин смог уговорить своих эмиров на решительное военное предприятие, оно могло бы стать концом для Ричарда. Перемирие 2 сентября 1192 года было заключено на три года и оставляло во владении христиан побережье от Тира до Яффы. Цель третьего крестового похода была достигнута: как для купцов, так и для паломников стали доступными все оккупированные мусульманские территории, так что основная масса крестоносцев могла посетить Иерусалим.



Ричард и Саладин

А вот возвращение Ричарда домой было весьма проблематичным. Дело в том, что он успел рассориться не только с Филиппом Французским, но и с австрийским герцогом, и с итальянскими королями.




Ричард всего в трех днях пути до Марселя отказался от возвращения через Южную Францию, поскольку получил известие о том, что здесь его собираются взять в плен. Изменив маршрут, он высадился на Корфу, где зафрахтовал два пиратских корабля и отправился по Адриатике. Точно неизвестно, по какой причине (от кораблекрушения или из-за морской болезни) Ричард высадился где-то возле Венеции. Потом он долго путешествовал по Европе, путая и заметая следы, и в конце концов пришел в Австрию. Там он встретился с графом Лейнхардом Герцким, родственником Конрада Монферратского, и тот начал охоту на Ричарда. Именно ему король подарил драгоценное кольцо и, представившись богатым купцом, попросил свободного прохода. Граф моментально сообразил, кто перед ним, и, хотя позволил Ричарду уйти, известил об этом своего брата. Ричарду удалось ускользнуть, он лишился части своей свиты, но все-таки добрался до Вены. Король Англии был пленен 21 декабря 1192 года в пригороде Вены Эрдберге герцогом Леопольдом и содержался под стражей в замке Дюрнштейн.




Все единодушны в том, что Ричард попал в плен из-за неосмотрительности, т. к. ему не удалось скрыть свое богатство.




По так называемой «кухонной версии», Ричард, уже зная, что окружен, предстает в роли подручного повара, поворачивающего на вертеле курицу, забыв о своем кольце, распространяющем сияние во все стороны.




Есть версия, что его застали врасплох спящим. Есть также предположение, что его местонахождение выдал мальчик-слуга.




Австрийское предание XIII века повествует о трубадуре Блонделе, который в поисках своего повелителя ходил от замка к замку с песней, сочиненной когда-то вместе с Ричардом. И когда он перед замком Дюрштейн пропел лишь одному Ричарду известную мелодию, из темницы донеслась ответная строка, выдавшая местонахождение короля.




Ричард, избавленный от сюрпризов судьбы, дожидался в относительно комфортной обстановке денег и находил время сочинять свои «стихи из неволи», сдержанно сетуя на то, что томится в неволе и что его вассалы не слишком торопятся его выкупить.




А в это время подданные деньги уже собрали и отдали их Иоанну, который заявил, что теперь он повелитель, и положил выкуп в собственный карман.



Иоанн Безземельный

Тем не менее выкуп все-таки заплатили, и 17 апреля 1194 года Ричард в Винчестере принял участие в так называемой второй коронации, которая сводилась к торжественному шествию в короне и должна была положить конец всем сомнениям о каком-либо ущемлении суверенитета. Уже 12 мая он вышел в море курсом на Барфле, оставив Англию в умелых руках пользующегося полным королевским доверием и наделенного всей полнотой власти Хьюберта Уолтера. Англия Ричарда больше никогда не увидит.




живопись, портрет, история, скульптура, восток, искусство, мифология, династия, англия, франция

Previous post Next post
Up