Анатолий Марченко положил душу свою на друзей своих

Jan 28, 2018 22:58



23 января текущего года в Центральной районной библиотеке г. Бараинска состоялась встреча, организованная Петром Ощепковым, посвященная 80-летию дня рождения Анатолия Марченко.

Участников встречи приветствовала заведующая библиотекой Наталья Михайловна Ребняк.

Петр Ощепков рассказал о значении землячества, о теплом отношении Анатолия Марченко к своим землякам и прочитал отрывки из его книги «Живи как все», посвященные Барабинску.

Александра Налобина, член новосибирского «Яблока», изучающая жизнь и творчество Анатолия Марченко, напомнила о непростом жизненном пути Марченко и о кратких возращениях его в Барабинск. Она напомнила, что, в 20 лет приговоренный к заключению за участие в драке, в которой не участвовал, в следующий раз он точно так же стал политическим заключенным за измену родине, и этот приговор изменил его судьбу - свою жизнь он посвятил защите прав политзаключенных. Попав в заключение с неполным средним образованием, через 10 лет он вышел высоко образованным, интеллектуально развитым человеком 1.


Когда отчаяние достигло предела, когда он готов был уже погибнуть или искалечить себя, только любовь к людям и преданность товарищам спасли его - надежда рассказать всем о том, что видел и пережил: «Я дал себе слово ради этой цели вынести и вытерпеть все. Я обещал это своим товарищам, которые еще на годы оставались за решеткой, за колючей проволокой». И это стало главным делом его жизни. Этот гражданский долг он беззаветно исполнял до самой смерти.


Не сомневаясь, что тоталитарная система этого ему не простит, он отказался эмигрировать или напечатать книгу под псевдонимом: «Показания не могут быть анонимными!». С этого началась его одиссея по тюрьмам,  лагерям и ссылкам.

Открытое письмо академику Петру Капице является одной из вершин публицистики Анатолия Марченко. Вспомнив, что именно его адресат, рискуя жизнью, обратившись к Сталину и спас от смерти Льва Ландау, что он предостерег коллег от лишения Сахарова звания академика, напомнив президиуму Академии наук, как нацисты исключили из немецкой академии наук Альберта Эйнштейна, Анатолий Марченко отказывается понимать, как академики могут не протестовать против высылки академика Сахарова в Нижний Новгород. В этом же письме он возмущается беспринципной позицией Александра Солженицына и Варлаама Шаламова, утверждающих, что репрессии в СССР закончились после смерти Сталина.

Даже ближайшие друзья не поняли смысла последней голодовки Анатолия Марченко - «за освобождение всех политзаключенных». Он писал, что не может рекомендовать голодовку как средство борьбы, так как она связана со смертельным риском. Тем более его самого во время предыдущей голодовки преднамеренно отправляли в этап без сопровождения врача, как предусмотрено правилами. Требование освобождение всех политзаключенных беспрецедентно. Через десять дней после выхода из 117 дневной голодовки, 9 декабря 1986 Анатолий Марченко скончался в больнице Чистопольского часового завода. А через неделю после его гибели был освобожден академик Сахаров, а началось освобождение остальных политзаключенных. Так что Анатолий Марченко в последнем своем бою победил, но сам уже не узнал об этом.

2 июня 1992 года Анатолий Марченко был реабилитирован Генеральной прокуратурой СССР. Реабилитация означает, что его обвинения в государственной измене, клевете на советский строй и антисоветской пропаганде не имели оснований.

Александр Рудницкий из новосибирского «Мемориала» рассказал об этическом значении гражданского подвига Аниатолия Марченко. Главная цель его публикаций - довести до мировой общественности сведения о пыточной пенитенциарной системе Советского Союза, основанной на уничтожении личности человека. Автор, возможно, и не ставил художественных задач, но его произведения обладают исключительной эмоциональной силой благодаря блаородной позиции их лирического героя.

Анатолий Марченко болезненно переносил любую несправедливость, но несправедливость к окружающим его оскорбляла сильнее, чем к нему лично. Он с пониманием относился к заключенным, деморализованным пыткой голодом, ворующих еду у товарищей по камере, а по отношению к себе прощал даже предательство.


В начальной школе нас учили  бдагородству на примере первого русского князя со славянским именем Святослав Игоревич (942-972 гг.), предупреждавшего врагов: «Иду на Вы!». Но князь шел со своей дружиной и был уверен в своей победе. Анатолий Марченко, опубликовав «Мои показания», с открытым забралом объявил войну всесильному государству, вооруженный лишь своим мужеством и чувством справедливости. Будучи прекрасным семьянином, заботясь о жене и детях, он без раздумий публикует предупреждение о возможном вводе советских войск в Прагу, открытые письма к академику Капице, подписывает письмо в Верховный совет об освобождении политзаключенных, вступает в Хельсинскую группу, не сомневаясь, что гонорар он получит сроками.

Государству рабочих и крестьян был крайне неудобен оппонент из рабочих. Но когда Анатолию Марченко власти предложили покинуть страну по израильской визе, не желая лицемерить, он отказался, заявив о готовности выехать в США.

В последнем письме родным он просил прислать ему продукты, но многие из них были смертельно опасны после голодовки. Думаю, что таким образом он сообщил близким, что выходит из голодовки, но продукты ему больше не понадобятся. Тогда становится понятным и смысл его последней голодовки. Наверное, Анатолий Марченко, почувствовав, что силы его безнадежно убывают, решился на это героический последний шаг. Требование «освобождения всех политических заключенных», безусловно, относятся не его тюремщикам и не к их руководителям, не имеющим права принять такое политическое решение, а к мировому общественному мнению. Учитывая, что Горбачев ищет взаимопонимания с западными странами, Анатолий Марченко мог надеяться, что давление с их стороны окажется продуктивным. Но тогда его смерть - это самый сильный аргумент, которой он мог положить на алтарь борьбы за освобождение политзаключенных, и он стал последним политзаключенным, погибшим в те годы.


утверждают, что основы характера формируются до 3-5 лет. Отец Анатолия Марченко работал машинистом на железной дороге, мать - уборщицей на вокзале, а рос он в одной из комнат барака, где жили железнодорожники. Барабинцы могут гордиться, что среди этих людей и в барабинской школе вырос человек с таким героическим, сибирским характером - смелый, честный, принципиальный, способный на самопожертвование, беззаветно преданный друзьям. В любой стране он бы стал национальным героем, как Робин Гуд, например. Но у нас все люди старшего поколения помнят мужественного борца с апартеидом, лауреата Нобелевской премии Нельсона Манделу, который из 26 лет заключения 15 провел благодаря отказу обещать отказ от вооруженной борьбы. Потом он стал президентом Южно-Африканской республики. В 1988 году Нельсон Мандела был удостоен первой премии Евросоюза «За свободу мысли» имени Сахарова. Но этим же решением этой премии был удостоен посмертно и Анатолий Марченко. Но в Новосибирской области и даже в Барабинске имя Анатолия Марченко знают единицы. Его книг, практически, нет в школах и библиотеках. В конце октября прошлого года во все школы нашей области поступило учебное пособие «История Новосибирской области», написанное в рамках областного гранта нашими ведущими историками под руководством академика Вячеслава Молодина. Позорным является факт, что имя Анатолия Марченко в нем не упоминается2.

Участники встречи высказаны следующие предложения по увековечению памяти своего земляка:

  1. Провести серию лекций для школьников, посвященных жизни
    Марченко А. Т.

  2. Установить памятник Марченко А. Т. в г. Барабинске

  3. Назвать улицей Марченко одну из улиц Барабинска, например, улицу Зеленую.

  4. Присвоить районной библиотеке по ул. Ульяновская д. 83 название «Библиотека имени Анатолия Тихоновича Марченко»

  5. В краеведческом музее г. Барабинска подготовить и открыть экспозицию, посвященную Анатолию Марченко .

  6. На домах по адресу ул. К. Маркса, д. 32. или ул. Школьная дом 5, где проживала семья Марченко, установить памятные таблички.

Петр Ощепков планирует на деньги своих единомышленников напечатать сотню экземпляров книги «Живи как все» и подарить школам, библиотекам и музею Барабинского района.

Новосибирский «Мемориал» решил считать 2018 год годом Анатолия Тихоновича Марченко.

Заканчивая встречу , Татьяна Ощепкова заметила, что жизнь Анатолия Марченко от начала и до конца без преувеличений является воплощение заповеди: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою на друзей своих» (Ин. 15:13.)..

Судьба Анатолия Марченко поразительна. Не окончив среднюю школу, он путем самообразования стал известным писателем, общался с лауреатами Нобелеской премии, академиками Андреем Сахоровым и Петром Капицей, получил премию «За свободу мысли» вместе с лауреатом Нобелевской премии Нельсоном Манделой и как Сократ отказался бежать за границу, чтобы спасти свою жизнь.

Пройдут годы. Не станет соратников и друзей Анатолия Тихоновича. Безымянно канут в вечность его гонители и палачи. Но память его мужестве, благородстве и самопожертвовании останется навсегда. Возможно, о Барабинске люди будут вспоминать как через 2,5 тысячи лет они помнят о Марафоне, учредив самую длинную дистацию в 42,195 км.

Александр Рудницкий,
новосибирский «Мемориал»

Благодарности: Участники встречи благодарны Петру Геннадьевичу Ощепкову 3, организовавшему встречу в день рождения Анатолия Марченко, директору библиотеки Наталье Михайловне Ребняк, предоставившей для этой встречи помещение, заместителю главы администрации Барабинского района Алексею Владимировичу Пильникову, приславшему на встречу корреспондентов, Александре Федоровне Налобиной по согласованию с Новосибирской государственной областной научной библиотекой на несколько месяцев предоставившую барабинской районной библиотеке книгу «Живи как все», изданную в 1989 году в Нью-Йорке. Эта встреча показала, что в Барабинске есть люди, которые любят своего земляка и чтят его память.

Петр Ощепков изготовил клип о встрече 23 января 2018 года в Центральной районной библиотеке г. Барабинска "Анатолий Марченко: Мы тебя помним и говорим спасибо"

image Click to view



1 Как Юлий Даниэль написал своему другу Анатолию Марченко при освобождении: «А в общем неплох/ Забавный удел/ Ты здесь и оглох,/ Ты здесь и прозрел./ Гордись необычной удачей -/Не каждый, кто видит, зрячий».
2 Вот пример этого дефекта русского национального характера из совсем другой сферы.
Страдания негров США и индейцев Гондураса всегда больше волновала нашу общественность, чем трагедия малых народностей или беспризорных детей России. В одном из кабинетов мэрии Барабинска я увидел прекрасный календарь, изданный в России, с изображением хаски. Но национальное достояние русского народа - западносибирская лайка русских дизайнеров не интересует. В цивилизованных государствах ездовая сабака маламут, например, избрана символом Аляски, а алабай признан национальным достоянием Туркмении и запрещен к вывозу из страны. А в Новосибирске знаменитый и единственный в стране государственный питомник западносибирской лайки в Кубовой правительством ликвидирован как нерентабельный. Да еще оказалось, что управление охраны природных ресурсов, владевшее питомником, специализируется на волках и лосях, а собаки проходят вообще по другому ведомству. Сергей Шойгу как-то подарил президенту Путину прекрасного лабрадора, и их поголовье в России возросло на два порядка. Как жаль, что Сергею Кожугетовичу не пришла в голову мысль подарить шефу западносибирскую лайку!
3 Интересно, что Петр Геннадьевич Ощепков как и Тихон Акимович Марченко работает помощником машиниста в барабинском депо.

Барабинск, Анатолий Марченко, 80-лет со дня рождения

Previous post Next post
Up