Лично я считаю, что, будучи приглашенным на свадьбу, программу "гостя" нужно отрабатывать по полной. Считаю, что с задачей справился блестяще. Но, обо всем по порядку.
Когда в ноябре я собирался в Англию, происходило вообще много странного. Арвидас неожиданно приехал в Литву на пару дней, кто-то работу нашел близкую к "работе мечты", Наташа, вон, сообщила, что выходит замуж в конце апреля. И сказала, что всех приглашает и очень ждет.
Наташа - это часть той университетской компании, с которой мы уже десять лет дружим. По-разному, конечно, бывает - иногда дружим больше, иногда дружим меньше. Иногда между кем-то из компании пробегает черная кошка, иногда - искорка, пожар от которой потом годами тушить приходится... Но - дружим. Так что, после того прощального вечера, я Оле сразу сказал, что предварительно планируем отпуск так, чтобы на конец апреля быть в Литве.
Ближе к дате Х еще одно обстоятельство добавилось. Четвертого апреля "вне очереди" расписались мы с Олей. Расписались по-своему, в узком кругу, без традиционной свадебной пышности и нервотрепки. И мне очень интересно сравнить было: наша "как нам хочется" с тем "как надо". В общем, из всех двух с половиной недель в Литве, мы, отъезжая, твердо знали только то, что 28-29 апреля у нас заняты. Остальные дни на месте растасуем.
Впрочем, что свадьба "как надо" - дело нервное, мы поняли еще за неделю до основного дня. Нас всех позвали, но никто не понял, как все будет происходить, к какому моменту ждут, что мы появимся, если с утра - то будет ли машина, или мы сами должны озаботиться как нам следовать за молодыми... Девушки-однокурсницы рассказывали, что Наташа готова рвать и метать, компания ругалась из-за того в какой открытке дарить "подарок", мы с Олей созревали для гениальной идеи. Ближе к торжественному дню все прояснилось: машина будет, правда, наши девушки к этому моменту уже успели на дневной время назначить себе парикмахеров и приезжать решили только на вечернюю часть. Открытки, в результате, решили дарить две. Мы с Олей купили себе фляжку, заправили бренди и пошли с самого утра в дом невесты.
Вышли мы рано. Учитывая, что до Наташи нам пешком - 15 минут, а вышли мы за час с небольшим - очень рано. Но: по дороге нужно было купить цветы, Оля не была уверена в удобстве обуви - в общем, подстраховались. Подстраховались, ага. Под домом невесты мы были за сорок минут до назначенного срока. Заходить - неудобно, понятно же: людям и без нас есть чем заняться... Сели на лавочке, сделали по глоточку бренди, спели на два голоса "Универсальную песню на день рождения"... Нормально, дотянули. В 10:02 звонили в квартиру.
Из гостей-неродственников мы были первыми. Из родственников: в комнате невесты сидела девушка Ксения (подружка невесты, она же - украинская двоюродная сестра), в гостинной выхаживал здоровый бритый парень Коля - немецкий брат.
- Коля, брат.
-Арунас, однокурсник. Оля, жена однокурсника. - Это формулу представления нас мы, в те сутки, использовали еще неединожды.
Вышли с Колей покурили. Он сказал, что вот, уже вторую сестру замуж выдает, еще одна осталась. Я сказал, что только первую однокурсницу замуж провожаю, но ничего, лиха беда - начало. А потом появились еще две девушки (подруги жениха), и стали готовить программу выкупа невесты.
Девушки, кстати, молодцы. Понятно, что невесте не до этого. Понятно, что родственники, особенно ближайшие, тоже в некотором трансе. Понятно, что мы - так вообще не пришей козе рукав там. А они - приехали, сценарий проверили, кому что делать сказали, работу координировали. Нам с Олей досталось почетное задание надувать шарики. Задание это мы чуть не провалили, потому что шарики были в комнате невесты, невесте было пора облачаться в свадебное платье, нас поперли, шарики потом зачем-то взяла мама, и мы всем домом искали куда же она их дела... Буквально за десять минут до приезда жениха нашли. Общими усилиями.
Шарики надуты, ниточки разложены, стол к подъезду вынесен. Невеста в платье: уставшая, разнервничавшая, но, как и положено невесте, обворожительная. Ждем жениха.
К этому времени из посторонних гостей в доме были мы, подружки жениха и Маша. Маша - отдельная история. Тоже университетская подруга, тоже долгое время - одна компания, но последние несколько лет - в страшных контрах с некоторыми из нас. Когда кому-нибудь приходит в голову светлая идея воссоединить хоть на вечер полный состав - обычно такие вечера заканчиваются если не скандалами, то чем-то очень к ним близким. Мы с Машей, например, за месяц до свадьбы в общей интернет-переписке хуями друг друга обложили и до свадьбы больше не общались. В общем, напряженный момент. Но - это Наташина свадьба, Наташа решила не заморачиватсья еще и на наши внутренние распри и была в своем праве, мы ее друзья. В общем, поздоровались мы друг с другом холодно-нейтрально, к концу вечера подошли вполне дружелюбно и приятельски. Не знаю как Маша, я даже удовольствие от общения получил.
И еще из нашей большой и дружной компании должен был появиться Женя. Но он появлялся вместе с женихом.
Наконец, жених со свитой приехали. Невеста осталась ждать пока на ее счет договорятся, остальные высыпались на улицу. Пикантность в том, что мы с Олей до этого жениха вообще не видели, так получилось. Так что мы забились вглубь подъезда и следили за происходящим оттуда.
Выкуп прошел так, как, наверное, и проходят выкупы. Весело, чуть-чуть слишком наиграно и ненатурально, но люди же и не ради Оскара паясничают, а исключительно ради собственного праздничного настроения. Академию Театра никто не оканчивал. В общем, весело. Я дождался пока смешаются свиты жениха и невесты, прибился к плечу Жени и, плечом к плечу, мы были готовы встретить следующий этап. Церковь.
Нас, четырем безлошадным боевым друзьям-подругам молодости невесты, загрузили в одну из нанятых машин. Их было три - черные мерседесы, с семерками в номерах и букетами на капотах. Все как полагается. Нам полагалась "машина номер три" и прилагающийся к ней водитель Рома. Рома был картавым и компанейским. Компанейским настолько, что я не сразу понял, что он - нанятый водитель. Думал, кто-то из друзей жениха. Ну, я же не знаю как оно на свадьбе бывает - мне как раз интересно посмотреть было.
В церкви было весело. Если кто не знает - при венчании свидетели (или как они по-церковному называются) держат над головами жениха с невестой короны. Свидетельница - над невестой, свидетель - над женихом. Держат достаточно долго и короны достаточно тяжелые. Так вот. Ксения честно отмучилась всю программу, еще и шлейф наташиного платья, когда надо, придерживала. Свидетель со стороны жениха - брат Леша - решил проблему проще. Он сразу положил корону брату на голову и поддерживал ее двумя пальцами. Очень забавно смотрелось. Он, впрочем, по этому поводу не переживал. Сказала после службы:
- Ну, мне сказали "возложи венец" - я и возложил. Чего там...
Перед службой, в результате броуновского движения - бессмысленного и беспощадного - у меня в руках оказался мешочек с лепестками роз и рисом. Я долго пытался понять, что мне с ним делать, и буквально перед самым началом службы получил инструкции. Что ж... Если мне доверили такое почетное дело - я должен с ним справиться, не посрамить ни себя, ни Наташу, ни русскую филологию в целом! Так я решил. Так что, когда батюшка дал отмашку и все бросились поздравлять жениха с невестой, я, схватив для храбрости Женю, бросился в обратном направлении. К дверям. И никто не ушел обиженным - в смысле, никто не прошел мимо меня, не получив своей порции роз и риса. Артиллерия к бою готова! (Даже мне самому ничего не осталось - со мной Оля с Женей поделились).
В нас ответно пальнули конфетами, мы раздали конфеты ребятне, пофоткались с женихом и невестой, пригубили из волшебной фляжки и отправились дальше. В загс.
В загсе нас стало мало. То есть, наша команда русфила осталась в своем полном-урезанном составе, но большая часть других гостей куда-то делась. Вместе с машинами. Я этого момента так и не понял и на какой-то момент даже засомневался: может, неэтично с ними идти? Может, загс - дело интимное, и туда кроме как жениху с невестой, да свидетелям никому не полагается... Но вовремя решил, что у нас билет по типу "all included", и мы пошли дальше поддерживать Наташу.
Наташа, на самом деле, в нашей поддержке не особо и нуждалась. Вокруг нее были брат с сестрой, сама она после церкви заметно успокоилась и еще больше похорошела. Мы, кстати, ожидая, изучили другие пары и решили, что наша - найкраща! Конечно, и гости других пар думали о своих так же, но они-то думали так из солидарности, а мы - объективно решили. Ждали долго, и, как всегда, как только мы с Колей решили выйти покурить и выпить по глоточку бренди:
- Блин, голова болит... Может у кого таблетка есть?
- Есть... Но нужно до машин идти...
- Черт...
- А может бренди хочешь?
- А может хочу... Но тоже - "до машины идти"?
- Обижаешь...
- Да, у Арунаса все самое важное с собой...
Так нас сразу позвали. Церемония началась.
Потом жену с мужем поздравляли у загса, мы стояли, курили, пили шампанское, болтали с наташиными молодыми родственниками - и вдруг оказалось, что дальше родственники молодых едут с молодыми фоткаться по городу, а наша "машина номер 3" везет нас в усадьбу, где будет проходить вечерняя программа.
Было около трех. Вечерняя программа начинается и, соответственно, открываются столы в шесть-семь. Мы все с десяти отбываем программу... Почесали мы репы, вздохнули и дружно сказали:
- Рома, а завези нас по дороге в Макдональдс какой...
И это было правильно. В усадьбы мы оказались первыми, за исключением обслуживающего персонала. Мы переоделись, взяли уже изрядно опустевшую фляжку - и пошли на озеро.
Потом еще зашли в выделенный нам номер, повалялись там... Нам, кстати, на всю нашу разнополую (доминантно женскую) компанию из восьмерых человек выделили один номер с гордым обозначением "Филологи". Если бы все оставались - могло бы быть весело...
Потихоньку собирались гости. Встретили еще одну, сто лет не виданную, однокурсницу, еле узнали друг друга... Потом, одной общей машиной приехали оставшиеся наши. Потом приезжали еще и еще люди, потом все приехали. Ждали молодых. Все хотели есть.
Наконец, приехали и молодожены. Ведущий вечера выстроил гостей в почетный караул, виновники торжества прошли мимо на, отбыли положенные номера и прошли дальше - принимать подарки.
- Так, Женя скажет речь!
- Не буду, и так всегда "Женя говорит речь"...
- Нет, Женя, ты скажешь речь!
- Нет...
- Я скажу, успокойтесь.
- Арунас скажет?
- Арунас скажет...
- Арунас, ты уверен?
- Так. Группируемся вокруг меня, пожалуйста...
В общем, поздравили молодых - тремя открытками, но вместе - последнему, Наташа, кажется, искренне обрадовалась, и пошли фотографироваться. Фотографировались до тех пор пока всех не позвали к столу. Стол у нас, естественно, тоже был свой. "Арунас, Оля, филологи"...
- Все хорошо, я всегда знал, что Наташа меня больше всех любит!.. Ну, или за филолога не считает...
Начался вечер.
За нашим столом девушки пили вино, болтали о своем и изредка соглашались с выдвигаемыми мной и Женей требованиями обратить бокалы в сторону центрального стола. Впрочем, и за другими столами люди в основном веселились сами по себе. Так что и эта часть необходимого праздничного торжества осталась мною недопонята. Сам я решил, что отбывать программу гостя надо старательно, пил водку и по мере сил участвовал во всеобщем торжестве.
Пошли танцы. Выбираясь через танцпол курить на улицу - дабы не выделяться из толпы, пританцовывал. Мне, перед свадьбой, девушки категорично заявляли: "Арунас, ты не танцуешь", я, понимая, что у меня любой танец - танец дракона, понимал их мотивы и в общем был согласен с их требованием. Но, человек предполагает... Выбираясь с танцпола я нарвался на Колю, который, видимо, учуяв в моих движениях мастерство настоящего пьяного танца, затанцевал напротив меня. Выбора не оставалось. В импровизированном поединке "финальным мостиком" победил Коля. Я был еще не слишком пьян для того чтобы понимать, что я слишком пьян, чтобы на мостик опустившись, с него и встать потом. Но свою порцию аплодисментов получили оба, разошлись довольные собой, а когда ведущий объявил конкурс на парные танцы - помахали друг другу из-за столов, обнялись - и зажгли. Не выиграли, правда, но зажгли.
Программа постепенно заканчивалась. Люди неорганизованно танцевали, пили, ходили по улице, сбиваясь в случайные группы, которые потом подсаживались за случайные столы. Наши постепенно разъезжались. Первыми уехали отбывшие программу с самого утра Маша с Женей. Чуть позже - трое из четверых, приехавших исключительно на вечернюю часть. Оставались мы с Олей и Галя.
День выдался жаркий. Это был первый день такой, настоящей жары, которая потом осталась в Вильнюсе вплоть до нашего отъезда. У всех в разные периоды времени болела голова. У Оли она заболела вечером. Оля пошла полежать, Галка затерялась где-то в группах гостей, я начинал тосковать. Посидел с одними, покурил с другими, посидел и выпил с третьими... Походил еще... Походил с Колей... Покурили... Выяснили, что сигарет не осталось практически совсем... Нашли добрых людей, которые сорганизовали машину. Заказали сигарет. Выпили. Пообщались с родителями молодых.. А я все больше понимал, что тоскую, что меня почему-то очень обидело, что наши разъехались и что скоро подойду к тому критическому моменту, когда осознанное пьяное веселье превращается в бесконтрольную пьяную тоску. И хотя программу гостя на свадьбе нужно отрабатывать по максимуму, нужно знать и ту грань, где максимум становится беспределом.
В общем, я дождался Олю, поручил ей дождаться машину с сигаретами и пошел спать. Было два часа ночи, а сигареты кончились совсем.
Утром из троих ночующих в "доме филологов" я проснулся первым. Проснулся, наметанным глазом нашел главное - пачку сигарет на тумбочке, натянул что-то на себя и полез вниз. Меня увидели официанты:
- О, немножечко?
- Ну, разве что совсем немножечко...
- Конечно-конечно...
- Да что вы делаете?
- Да тут граммов шестьдесят, не больше...
Сволочи. Прикол в том, что встал я вполне свежим. Вышел, закурил, наткнулся на ту, вчера новообретенную однокурсницу...
- Как ты?
- Да нормально. Я же вчера вовремя ушел...
И начала она со мной говорить. О Англии, как там, как нам там нравится... А я затянулся, и понимаю, что меня накрывает. И хорошо так... И вроде уже язык снова заплетается... И как человеку сказать, что я не очень уже могу диалог поддержать... Сама поняла. А я докурил, выпил и пошел досыпать.
Следующий раз вставали уже вместе с Олей. Ну, утренняя программа - она утренняя программа: кто похмеляется, кто кушает суп, кто гуляет, кто просто бродит от компании к компании. Ну и мы всем этим занимались. Потом нас грузили в автобус для гостей, а мы - гости - все прощались друг с другом, обещаясь неприменно, еще пересечься, клянясь, что было очень весело и приятно. Первое, скорее всего, не осуществится, но второе - чистая правда. В общем, все разъехались довольными праздником и друг другом.
Для себя я решил, что "правильные свадьбы" - это тоже весело. Вот только боюсь представить сколько сил и нервов (не говоря уже о более материальных вещах) организация такой свадьбы молодым съедает. Любым молодым. А нашим - счастья и долгие лета, конечно!
А мы с Олей в тот же вечер еще в баню ехали, у нас в Литве ну, очень напряженный график был... Но ничего, справились.