Один мой одноклассник написал в школьном сочинении: «Свобода - это граната в кулаке и кольцо на пальце (и это единственный случай, когда кольцо на пальце означает свободу)».
Да, у него было чувство юмора.
Но был и юношеский максимализм?
Наверное. В шестнадцать лет - вполне естественная штука. Тем более - в начале девяностых.
Впрочем, его сентенция звучала всё же не так инфантильно, как, скажем, «свобода гарантируется Конституцией».
И что до пресловутых девяностых, то на самом деле - никуда они не прошли. Как говорится, «есть у девяностых начало - нет у девяностых конца». В России - так уж точно.
Это как во французском счислении, где, скажем, 96 называется «четыре-двадцать-шестнадцать».
У нас сейчас - «девяносто тридцать четвёртый год», что бы иное кому ни казалось (и всё врут календари).
Не буду «позёрничать», но в действительности мне доводилось пару раз в карьере вести переговоры с гранатой в кулаке и выдернутой чекой, типа, «Ну чо, полетаем?»
Был ли это блеф?
Не скрою, я до последнего надеялся, что отпускать рычаг не придётся. И - не пришлось.
Но в то же время это был и вполне рационалистический расчёт. Те контрагенты (разные в разных случаях, но «духовно родственные») имели такую репутацию, что «хлопок» гранаты казался предпочтительней, чем живьём попадаться им в лапы. Когда они не изъявляли готовности к конструктивному диалогу и оказывались недостаточно восприимчивы к рассказам о том, что «за мной стоят большие люди, а за ними сидят огромные демоны, а за ними лежат и вовсе гигантские боги». Вид гранаты в ладошке - оказывался для них убедительней.
И - да, пожалуй, тогда бывало ощущение свободы. Вкупе с привкусом некой иронии. Типа, «Эти поцы думали, что контролируют ситуацию? Ну, проконтролируйте свои кишки, когда их выворотит наружу!» (от даже близкого взрыва гранаты, даже от эфки, вряд ли выворотит кишки - но думать так было, не скрою, приятно… пусть это и «юношеский максимализм»).
Один же коллега, по Корпорации, к которой мы оба имеем честь принадлежать, рассказывал: «Как раз тогда проходил КМБ (у нас тоже есть нечто подобное, но выражается оно не в чморении салабонов, а в… гораздо худших издевательствах над естеством и сознанием по ницшеанскому принципу Was mich night umbringt, macht mich starker). Накануне поругался по телефону со своей барышней, настроение было ни к чёрту. Угнетало не то даже, что поругались навсегда, а то, что другого такого свежего и чистого чувства уже не будет. То есть, барышня-то не последняя в жизни, это я понимал, - а вот любое последующее амурное чувство будет омрачено памятью об этом, разрушенном. Такая вот, понимаешь, меланхолия на меня накатила. Ну и, конечно, позволил себе немножко расслабиться в баре».
«Там, конечно, и другие парни расслаблялись, а один - совсем по-детски принялся забавляться с гранатой. Вернее, они там поспорили, что когда усики не подогнуты - ни за что не вылетит, даже если крутить её, ухватив за кольцо».
«А она возьми - и вылети. Да и брякнись прямо у стойки, прямо под мой табурет».
«Я не так уж много тогда ещё выжрал (на самом деле, много в буткампе и не пьют, даже заливая романтическое горе - ибо кросс на завтра никто не отменял) - и прикинул. Помещение подвальное, бункер, окошек нету. Добежать с гранатой до сортира - не успею, да там и люди могут быть».
«Ну и - плюхнулся на неё грудью. Ещё, помню, и локтями с боков прикрыл, поджавши их под себя - для пущей надёжности, что ли?»
«Секунд через десять, правда, выяснилось, что это, вроде как, пранк был. Practical joke, что называется. Розыгрыш. Они специально это дурное шоу с гранатой устроили, с учебной перекрашенной. А ещё позднее мне открылись, что это не просто даже розыгрыш был - а чтоб конкретно меня развеселить-приободрить (да, у нас люди очень заботливы друг к другу)».
«И вот, - продолжает он, - даже когда узнал это - нисколечки не злился. На самом деле, те секунды, что я лежал на той фуфельной гранате - возможно, были самые счастливые за всю мою жизнь. Нет, не то, чтобы вся прочая моя жизнь такое уж беспросветное говно была, но вот тогда - прямо очень радостно на душе сделалось от осознания того, какой я охуенный герой».
Да, когда я давеча утверждал в своей заметке (посвящённой оздоровительным пешим прогулкам), что «мы живём ради получения удовольствия» - разумеется, это не следует понимать так узколобо, что будто бы наши удовольствия - только лишь пожрать да подрыхнуть да веществами закинуться да похоть потешить.
Чай, не рептилии всё же.
Человек - животина стадная, коллективная, потому имеет развитый эмпатический инстинкт и получает удовольствие также от помощи ближнему, от спасения других живых существ, в том числе - и ценою своей жизни.
Вернее, человек может просто догадываться о себе, что если выпадет ему случай спасти другие жизни, пусть и с большим риском для себя, а он предпочтёт увильнуть от этого шанса, поберечься - то потом такое неудовольствие будет испытывать, что вовсе в петлю слазить.
Да, человек - сложное, развитое в умственном и психическом отношении существо, и его не очертишь некими универсальными формулами.
Но, так или иначе, со всеми поправками и оговорками, мы живём ради получения удовольствия, и это непреложный факт, с которым глупо спорить (если, конечно, понимать, с чем именно споришь).
Даже исполняя то, что мы предпочитаем называть «долгом» - в действительности мы делаем это, поскольку получаем удовольствие от своего выбора (поэтому рекомендуется поменьше тыкать в нос окружающим своим «бескорыстным служением долгу» - это нескромно и попросту враньё).
А что до гранат - то я не призываю, конечно, всех обзаводиться ими и повсюду таскать с собою, как пел поэт - «С гранатою в кармане, с чекою в руке».
Тем более - не использовать без крайней нужды (как пел другой поэт: «Достань гранату - и будет праздник, сразу и для всех»).
Но как пел третий поэт:
«Партизан спалил в пизду родную хату
Завязался в узел ремешок -
Распирает изнутри весёлую гранату
Так чем всегда кончается вот такой стишок?»
Да, цивилизованное мироустройство - подразумевает перспективный и продуманный горизонт планирования, конечно, но бывают ситуации, когда цивилизованное мироустройство претерпевает некоторый кризис, и горизонт планирования вполне логично «скукоживается» до расстояния вытянутой руки с зажатой в кулаке гранатой.
Не только в России, замечу.