В последнее время несколько обострилась ситуация с русскими в Прибалтике, не имеющими тамошнего гражданства, а имеющими только «вид на жительство». Насколько понял, теперь им угрожает депортация (по имеющемуся гражданству, то есть в Россию, как правило), если не сдадут пресловутый языковой экзамен (ну и что-то про традиции - там, вроде, тоже спрашивают).
И многие люди говорят, что это несправедливо, подвергать таким притеснениям всяких бабушек, которые жили там десятки лет, если не с рождения, и были вполне законопослушными субъектами, исправными налогоплательщиками, и полноправными собственниками жилья - а теперь их практически выгоняют на мороз («Ещё метр - и льды», как пел поэт), поскольку выучить чужой язык в таком-то возрасте - задача непосильная, да и унизительная в своей бессмысленности, когда прежде они прекрасно обходились без этого местного языка.
Другие же возражают, мол, старые кошёлки сами виноваты, у них было тридцать лет от распада Союза, чтобы выучить местные языки, имей они хоть какое-то уважение к «аборигенам» (не говоря уж про «покаяние» за те гнусности, что творила там советская империя).
Я же соглашусь, что, конечно, это несправедливо, подвергать таким мытарствам людей на старости лет - и по-человечески их жалко.
Однако ж, в истории много случалось таких вещей, которые можно счесть несправедливыми - и много кого можно пожалеть.
А национально-освободительная борьба - это, конечно, прекрасная штука в песенках и на плакатах, но на практике - это очень часто те ещё кровища и дерьмище.
Бывало, что стоит «оккупантам», выходцам из метрополии, хоть чуть-чуть замешкаться в самоосвобождающейся колонии - и им могли попросту отрезать голову, чтобы снять с шеи колье (в качестве справедливой компенсации за многолетнее угнетение, конечно же).
Имело ли смысл при этом расписывать сердитым аборигенам, как твоя империя осчастливила их, построив дороги, мосты, заводы?
Ну, если цель - чтобы они резали побыстрее, чтоб не мучиться - тогда, наверное, имело.
Подобные эксцессы не раз случались в Африке, в Азии, а после распада конкретно СССР - и в той же Чечне, это не выдумки кремлёвской пропаганды, тамошние расправы над русскими (не всегда - выдумки).
Согласитесь, на этом фоне в Прибалтике утверждение национальных суверенитетов происходило всё-таки куда более цивилизованно и куда более «щадяще» для «оккупантов».
По хорошему счёту, им ведь не отказывают и в гражданстве, но лишь требуют выполнения такого условия, как сдача этого пресловутого языкового экзамена.
Но и это требование - произвол и ущемление, когда люди должны иметь право общаться с государством на удобном ИМ языке, особенно, когда этот язык и так прекрасно известен в этой республике (а русский в Прибалтике - до сих пор в ходу, до сих пор знаком даже молодёжи)?
Я сказал бы, что этот мир - соткан из компромиссов на ткацком станке конформизма.
Иногда - приходится наступать на горло собственной спеси и делать какие-то уступки тем людям, с которыми вынужден уживаться.
Иногда - не лучшая стратегия, лелеять своё культурное превосходство по праву высокого имперского рождения перед всякими менее высокорожденными местечковыми плебеями.
Мне это легко признать, поскольку сам я - не столь благородного происхождения, не столь уж белая кость и голубая кровь.
Мой старейший из известных мне предков по мужской линии был, в сущности, простым работягой, мастером-оружейником.
Собственно, от этого происходит наша французская фамилия, Ferrier - «Железячник», что-то вроде.
Хотя он и не был урождённым французом, в действительности.
Он состоял в шайке залётных гастролёров из более диких северных мест.
Это уж потом, когда их шайка осадила Париж и король Шарль Третий «Простоватый» согласился выделить им клаптик землицы на северо-западном побережье, прозванный тогда «Нормандией» - они осели и заделались французами.
Замечу, и главарь той шайки, ярл Хрольф Пешеход (Роллон), и мой пращур - прекрасным образом выучили французский язык.
А спустя некоторое время мой более близкий пращур, драгунский лейтенант Артюр де Ферье - попал сначала в плен к русской армии после известной неудачи Гранд Арме в сих негостеприимных местах, потом же - он попал в плен к одной милой русской княжне. А женившись и решив осесть здесь - прекрасным образом выучил русский язык.
Хотя, казалось бы, в том вовсе не было нужды, когда здешние люди его круга владели французским уж точно не хуже, чем нынешние прибалты русским.
Но всё-таки, наверное, это правило хорошего тона.
Когда живёшь в некой стране, владеешь в ней землями и душами - лучше дать себе немножко труда, чтобы ознакомиться с её культурными традициями и языком.
Ведь если б он, разъезжая по своим полям, беседовал с пейзанами на французском - как бы они могли поверить, что Наполеон действительно проиграл кампанию?
Их патриотическое чувство могло бы страдать от тягостных сомнений, а значит - падала бы работоспособность, страдал бы оброк.
Серьёзно же, я не раз говорил, что если живёшь постоянно среди каких-то людей - то не только вежливо по отношению к ним, но и полезно для тебя самого постараться освоить их язык.
И это не важно, знают ли они твой язык. Важно, сумеешь ли ты вовремя расслышать и понять реплику на их языке: «Ты держи его за руки - а я перережу глотку».
Это особенно бывает актуально, когда отношения между вашими нациями в каком-то роде омрачены теми или иными историческими обидами.
Впрочем, «воздаяние» за былые исторические обиды - лишь один аспект языковой политики вновь обретённого национального суверенитета.
Есть и куда более практические соображения.
Особенно, если империя, ранее владевшая твоей страной, никуда не исчезла - и на самом деле очень далека от того, чтобы отказаться от своих захватнических аппетитов.
Особенно, если исторически - это было и остаётся одно из самых жестоких, лицемерных, лживых, маниакальных, циничных и неразборчивых в средствах геополитических чудовищ, каковые означенные свойства сама она склонна называть «нравственным величием» и «моральным превосходством».
И тем более «особенно» - когда эта тварь, малость оклемавшись от «минутной слабости», вновь тянет свои когтистые щупальца во все стороны, нескрываемо норовя заграбастать обратно утраченные свои владения.
В этом случае - тебе, как правителю освободившейся суверенной республики (некоему такому «коллективному правителю») приходится думать не только о вашем национальном «самоуважении», но элементарно - о национальном самосохранении.
И в этой связи тебе неминуемо приходится задаваться вопросом, насколько вероятно, что осевшие на твоей территории выходцы из этой бывшей метрополии, ныне вновь готовой воспрянуть и напасть, окажутся её «пятой колонной», которых она обязательно попробует использовать для повторной оккупации.
Как она может использовать таких безобидных существ, как семидесятилетние бабушки?
О, как раз этих-то - использует в полной мере.
И это прекрасно было продемонстрировано в четырнадцатом на Донбассе, когда гиркинские (и подобные) боевики занимали административные здания, беря под свой контроль города, а потом на сепарских блокпостах оказывались старушки божьи одуванчики с иконками и свечками. И они же - «обволакивали» отряды ВСУ, не давая им двигаться и выполнять свои задачи.
Тогда даже в западной прессе появился специальный термин - babushka brigade, настолько распространённым и характерным было это явление.
И ведь что самое досадное, этих бабушек - действительно опасно трогать. Чуть кого заденешь - вражеская пропаганда поднимает вой до небес, и многие гуманисты на Западе смотрят реально косо, осуждающе. Это ведь действительно нехорошо, когда страдают бабушки (а что их и кидают на «обволакивание» для того, чтоб они пострадали - нюанс за кадром).
Так или иначе, конечно, тебе вовсе нежелательно присутствие в твоей стране людей, готовых работать живым щитом для агрессора, помогая ему оккупировать твою страну.
Но как выявить таких потенциальных коллаборантов - и как от них избавиться?
Тут, пожалуй, не столь уж дикая и абсурдная затея - с этими языковыми экзаменами.
Да, в некоторых случаях - нет презумпции «безобидности» и «невраждебности».
В некоторых случаях приходится это доказывать, что ты не представляешь угрозы для страны пребывания и её жителей.
И когда тебе предлагают довольно внятный и конкретный способ это сделать, выучить язык и сдать экзамен - это не худший вариант из возможных.
Конечно, можно считать, что это некоторое ущемление твоих прав.
Но перед лицом недвусмысленной военной угрозы - такое бывает.
После Пёрл-Харбора насильственное размещение граждан японского происхождения в концлагерях (пусть и сравнительно комфортабельных) - было ещё большим ущемлением.
За которое потом, конечно, пришлось извиниться и выплатить компенсации - но тогда меру сочли оправданной.
Хотя, наверное, это чертовски унизительно - приехать в Америку или даже родиться в ней, прекрасно выучить английский язык, а потом быть брошенным в какой-то клоповник за колючей проволокой только потому, что твои кровные родичи на далёких островах двинулись кукухой и впали в милитаристский раж.
Но перед лицом военной угрозы - порой приходится делать трудные и неоднозначные выборы.
С одной стороны - право людей с ВНЖ не учить язык страны пребывания, довольствуясь своим «бывшим имперским».
С другой стороны - право твоих граждан не оказаться в пыточном подвале у оккупантов.
Что запросто может произойти, когда у тебя объявятся некие головорезы с автоматами, и их тут же оградят своими тушками местные «ностальгенты по империи», и пропаганда бывшей метрополии возопит, что это «внутренний конфликт» и «народное восстание против неонацистского угнетения», а Запад и НАТО разведут руками: «Кажется, у вас там не война, не нападение на вас, а действительно какие-то ваши местные разборки, поэтому применять пятый пункт - нет оснований».
Естественно, при такой далеко не иллюзорной угрозе - будет очень сильное искушение подчистую избавиться от всех, кого хоть как-то можно подозревать в нелояльности суверенной республике и содействии оккупанту.
И пофиг будет, то ли он всю жизнь тут живёт (но так и не сподобился на такой жест доброй воли, как изучение местного языка), то ли пару лет назад перебрался из России (как делают и весьма многие военно-силовые пенсионеры, настроенные более чем «прокремлёвски»).
Это сложная ситуация, где не может быть таких решений, которое бы всех устраивало и ничьих прав бы не ущемляло.
Однако ж, она и не могла быть простой с самого начала, с учётом всей исторической запутанности отношений в этом регионе, а уж когда Кремль открыто полез в имперский реванш, явно угрожая соседям - тут уж надо было понимать, что бремя доказывания своей непричастности к «неомосковизму» - лежит на тех, кого есть основания в нём подозревать, хоть малейшие основания.
Когда ты живёшь в стране и говоришь: «В хрен мне не впёрлись ваш никчёмный язык и ваша убогая культура, я и так на своей земле, и скоро тут снова будут наши танки» - боюсь, у местных есть некоторые основания подозревать тебя в «московизме» и считать угрозой для их безопасности.
Вот какого-нибудь грека, решившего вдруг осесть в Латвии и тоже кладущего болт на латышкий язык - они угрозой могут не считать. Ну, он вряд ли призовёт на их земли фаланги Александра Македонского.
А русского - да, приходится в этом подозревать.
И это нужно понимать сейчас любому русскому: если не хочешь, чтобы тебя принимали за угрозу - это твоя(!) забота, как доказать, что ты не верблюд и не «московит». В смысле, не имперский отморозок, снюхавшийся с кремлёвскими упырями.
Хотя, повторю, конечно же, это не совсем справедливо для многих русских, которые вовсе и не мечтали никогда слиться в экстазе с московитским имперством и не имели никогда враждебности к другим нациям.
Но что поделать: этот мир - вообще несовершенен, а жизнь - сука та ещё.