Я знаю, что инаугурация Слуги Народа - тоже значительное явление шоубизнеса, но пока лично мне интереснее GoT. То есть, я, находясь в Москве, не хочу сейчас говорить ничего ни хорошего, ни плохого про нового стольного князя, покуда он себя не проявит как-то конкретнее, ибо я, при всём уважении к исторической метрополии, всё-таки сторонник независимости Севера Новгородчины от Киева (как бы российское телевидение ни навязывало нам вассалитет). Ну а во вселенной ASOIAF - оно, типа, уже, свершилось небрежным кивком короля Брана-Конструктора.
И вот какие моменты показались странными в заключительной серии. То есть, не абсурдными, вроде «сюжетной брони» или «телепортации армий», к чему я давно привык, а именно не до конца понятными, хотя, вероятно, объяснимыми.
Во-первых, книга Льда и Пламени, которую Сэм презентует Тириону и говорит, что автор - Архимейстер Эброз (главный учёный дядечка из Цитадели). Сэм немного помог с поэтическим названием. И это, значит, художественное изложение событий после смерти короля Роберта. И выясняется, что лично про Тириона там ни хорошо, ни плохо, а вообще ни слова. Что, конечно, немножко удивительно.
Зачем эта сценка, какой в ней смысл? Ну, сама по себе эта фишка с книжкой внутри кинишки - насколько знаю, внедрена была в порядке фан-сервиса. Типа, пусть будет, так «классично», так забавно. Но почему про Тириена ничего не сказано?
Можно было бы, наверное, ограничиться гипотезой, что это стёб над тем, как пишется история всякими там академиками, которые сидели в своих высоких кабинетах вдали от событий. И это само по себе могло бы быть достаточным объяснением, если припомнить, как Сэм заявился в Цитадель в конце шестого сезона, чтобы выучиться на мейстера для Ночного Дозора, а клерк на ресепшене - ни сном, ни духом, что в Ночном Дозоре руководство сменилось, и - «Who the fuck is Jon Snow?”
Почему? Потому, что орден мейстеров - это не шпионская организация, как у Мюллера и Шелленберга Вариса и Мизинца, это прежде всего научное сообщество, и новости они узнают преимущественно с воронами от своих сотрудников на местах. А тут старенький мейстер Эймон в Касл Блэке совсем плохой сделался, то ли не успел отправить ворона после избрания Джона главой Дозора, то ли адрес неправильный шепнул - и вот они в Цитадели нифига не знают о состоянии дел на Стене.
Но касательно Тириона - тут может быть и глубже.
Вот что, по ходу разгорающейся войны Пяти Королевств, могли знать в Цитадели про Тириона (который, будучи отпрыском Тайвина Ланнистера, конечно, заметная и занятная фигура, которую стараются отслеживать).
Его путешествие на Стену, чтобы поссать с высоты на запредельные ледяные просторы и всё такое - это, конечно, очень поэтично, но вряд ли может рассматриваться архимейстером Эброзом как судьбоносное событие (хотя в каком-то роде было, ибо в этом путешествии Тирион сдружился с Джоном).
Дальше - может стать известно от мейстера в Эйри, что Кэтлин Старк притащила туда, в небесное логово своей «проблемной» сестрички, Тириона, захваченного и обвинённого ею в покушении на Брэна.
И тут дело такое, щекотливое. Это-то - уж точно важное событие. Но вот доказана ли вина Тириона в столь гнусном преступлении? Нет, не доказана, ибо Бронн оказался ловчее в поединке.
А следующее, что в Цитадели могли узнать про Тириона - что Тайвин назначил его и.о. Десницы. Значит, про то, что его обвиняли в детоубийстве - лучше вообще забыть. Не уверен, являются ли мейстеры бюджетниками в полном смысле, или получают какие-то частные гранты, но в любом случае - они не могут не зависеть от властей.
Но даже если б орден мейстеров и был совершенно независимой и беспристрастной научной организацией - то от кого бы Эброз в Цитадели мог получать сведения о деятельности Тириона в Королевской Гавани? Вот его кадровые решения, битва в Черноводской бухте, всякое такое?
Что ж, одним из существенных его кадровых решений было то, что он бросил в тюрьму тамошнего грандмейстера Пайселла, этого мерзкого фальш-старикашку. И это не только нарушило воронову связь с Цитаделью, но и создало некоторую личную напряжённость между Тирионом и Пайселлом. То есть, Эброз, вероятно, против Тириона ничего не имел. А Пайселл - ещё как имел.
И после битвы - естественно, прилагались все усилия, чтобы принизить роль Тириона в обороне города. Поэтому, что там донеслось до сведения Эброза, сказать трудно, но явно не «Тирион Ланнистер великий стратег, который всех нас спас».
А далее - Тирион оказывается под следствием по обвинению в убийстве юного принца Джоффри. Который, конечно, урод феерический - но, на секундочку, всё ещё малолетка, не вступил в полный государев возраст.
Включать это Эброзу в эпическое сказание? Ну, какой-то не очень притягательный образ Тириона получается - сплошные покушения на детей. А ведь карлик всё ещё жив и весьма влиятелен, сбежал за море да заделался десницей при девчонке, у которой три дракона и которая, того гляди, завоюет Вестерос.
Потом, правда, вроде как выясняется, что Джоффри отравлен не Тирионом, а Олинной Тайрелл. Ещё того лучше.
В общем, что писать про Тириона - архимейстеру трудно определиться. И лакуны изрядные, и «самоцензура».
И в конце концов, как бы ни удивлял нас тот факт, что в сём опусе нет ни слова про Тириона, мы ведь не знаем, что там есть, а чего нет ещё. Возможно, если б мы прочитали «Песнь» целиком - то удивились бы ещё больше. Ведь это сочинение, построенное на информации, полученной от воронов и, вероятно, от Сэма. Ну и по недавним делам Дозора у Стены и в её окрестностях - он-то мог просветить, но и только. А вороны и вовсе летали криво в последние годы.
Другой момент - почему Серый Червь с собратьями-ансаллидами отбывает на Летние острова, на родину Миссандеи. Что им там делать?
Ну, возможно, они не навсегда отбывают, и не в полном составе, а только чтоб захоронить прах Миссандеи. А потом - может, и вернутся в Королевскую гавань. И поэтому - следует по-прежнему считаться с безупречными как со значительной военной и политической силой.
Отсюда другой вопрос: почему Джона не вознаградили за спасение человечества, а как бы покарали, отправили в Ночной Дозор.
Потому, что нельзя совсем уж откровенно плевать безупречным в лицо. Да, их «миса» была геноцидальной маньячкой, но для них - всё равно «мама», разбивательница оков, учительница жизни и всё такое. Они и так-то проявили изрядное благоразумие, что не растерзали Джона сразу же, как узнали об участи Дани, а предпочли дождаться суда местных лордов. Но не стоит их слишком уж провоцировать, это немудро.
Что до ссылки Джона - то она такая себе, символическая. Нынче всё символическое в Вестеросе, начиная от символического короля Брана-Конструктора.
И когда дела Дозора контролируются только Севером, а там теперь заправляет суверенная Санса - она что, будет требовать от Джона неуклонного соблюдения всех правил и обетов? Ага, щаз.
Да он сам уже вовсе не намерен их соблюдать. И Арье говорит: «Ты заходи, сестрёнка, в любое время. А что девочкам туда будто бы нельзя - ну, сама понимаешь, тебе-то это не помеха, да и кто б вообще не клал болт на эти дурацкие правила».
Ну и сам, первым делом, положил. Вместо того, чтобы угнездиться на страже в Касл Блэке - двинул с одичалыми за Стену. Хотя, конечно, он начальник, он всегда может выписать себе командировочку куда угодно. Если на север - проверить, не осталось ли там ходоков. Если на юг - по вопросам снабжения. Если в бордель - «работа с агентурой под прикрытием». Главное, он сам-то знает теперь, что не рискует напороться там на сестрёнку, как раньше параноил.
В целом, все былые «духовные скрепы» Вестероса - это теперь условности. Всё теперь «понарошку». Ибо Даня - всем показала, что получается, если действительно последовательно и целеустремлённо следовать что древним пророчествам, что мессианскому своему предназначению, понимаемому в разрезе врождённой исключительности.
Новый девиз Вестероса - «сделай лицо попроще». Вот как у Бронна, например.
И мне это нравится.
P-s.: Да, а самый главный, пожалуй, вопрос - "Почему Джон сразу не прикончил Дейнерис после бойни в Королевской Гавани, как только приблизился к свое королеве? Почему потребовался ещё разговор с Тирионом, где Джон пытался как-то отмазывать Даню после того, что она сделала?"
Ну, знаете, это не всегда бывает просто - вот так взять и замочить правителя, даже когда понимаешь, что он совершил недопустимое, вроде применения насилия безо всякой нужды, только лишь в целях самовозвеличивания.
Это бывает непросто, даже когда сей правитель не любимая девушка приятной наружности, а какое-нибудь потёртое вороватое плешивое чмо, облажавшееся во всём, где можно, и отчаянно пытающееся доказать миру, что, не умея ничего иного, по-прежнему умеет вонять так, чтобы у всех нос закладывало.
Это бывает непросто, даже когда группу поддержки сего правителя составляют не отчаянно лихие дотракийцы и бесконечно преданные безупречные, а жалкое сборище никчёмных тупых и ссыкливых дегенератов, на которых цыкнуть разок - забьются под шконку и засунут языки в жопу. Но всё равно как-то не хочется выстраивать последующее правление только лишь на запрессовке бывших верноподданных чушков под шконку, поскольку это противно, в конце концов, сапоги об таких марать.
Это в любом случае непростое решение, форсированное отстранение негодного правителя от власти, когда видится хоть какая-то надежда на успех более мягкой коррекции курса во избежание резких движений и особо пагубных последствий.
Во всяком случае, так воспринимают дело ответственные взрослые люди.
Да, и ещё вот многие задаются вопросом, почему Дрогон пощадил Джона и спалил Железный Трон так, как будто что-то смыслит в человеческой политике и её символических атрибутах.
Ну, во-первых, мы не можем поручиться, что не смыслит. Ведь мы не знаем пределов разумения драконов, хотя знаем, что они разумны.
А во-вторых, помнится, была теория (а в книгах - и прямо упоминалось), что не только Брэн мог варговать Саммера, но и другие дети Старков имели связь со своими лютоволками, видели порой мир их глазами во сне.
Предполагалось даже, что и Джон выжил, поскольку вселились в Призрака, где и продержался до появления Мелисандры. И помните, была сцена, где варг одичалых, державший под контролем ястреба, натравил его на Джона, и тот продолжал атаковать, даже когда сам варг был мёртв?
Так что, если между Даней и Дрогоном - примерно такая же связь. И после смерти она в него "варганула". То есть, вот эта грозная рептилия, которая будто бы изготовилась сжечь Джона - это на самом деле уже не Дрогон, это Дейнерис. Которая, конечно, немножко обижена на него за то, что зарезал. Но потом решает не платить взаимностью, а лучше спалить этот чёртов трон (в который у неё уже всё равно хвост не поместится) и, забрав своё тело, улетает куда-то на Восток. Может, и для воскрешения у жриц Бога Света, а может, для захоронения в Валирии. Это уж если мы и узнаем - то в каком-нибудь "Тридцать лет спустя".