Железнодорожный роман, Клод Лилуш, Франция, 2007

Jul 13, 2011 17:55




Отличный фильм, прекрасная Фани Ардан очаровательный Доминик Пинон

Как и любой хороший фильм, эта картина чрезвычайно многомерна.

С одной стороны это картина об обмане, его мере и цели.

Сколько в фильме обманов? Много. Только ведь обманы могут быть совершенно разного порядка, один момент - это мистификация, так сказать творческой элиты,  другой - наивные крики простушки, которая пытается таким образом сымитировать бурную любовь с незнакомым человеком для услады слуха своей обожаемой матери.  А фокус, это ведь тоже мистификация или, проще говоря, обман.

А самая главная мистификация это фильма? Ведь здесь уже разговор не шуточный, здесь речь идет о человеческой жизни. Более того, чем серьезнее и сложнее мистификация, тем больше дополнительных, уже неконтролируемых осложнений, появляются с течением времени.

При этом не стоит даже говорить о том, что сама книга, вокруг которой закручивается главная интрига, эта тоже некая фальсификация событий, сложившихся в реальности.

И здесь встает важный вопрос о морали.

С одной стороны, это вопрос об отношении к невинным жертвам фальсификации. Ведь они же не в чем не виноваты, они просто оказались впутаны в какую-то темную историю и начинают пытаться разрешить сложившуюся ситуацию обладая своими ошибочными действиями. И эта как бы помощь может привести к катастрофическим последствиям. Вот уж когда стоит вспомнить про то, какая дорога вымощена благими намерениям.

И тут, Лилуш делает поворот: насколько простушке мешали попытки родни разобраться в фальсификации, настолько действия ее самой усложнили главную фальсификацию фильма.

Фальсификация не мыслится без своей обратной стороны - доверия. И вопрос о доверии встает в этой картине, так сказать, в полный рост. Простушка доверяется незнакомому человеку, потом доверяет ему свою дочь, а дочь, в свою очередь, также доверяется совершенно незнакомому дяде.

Мать доверяет своей дочери-простушке, писательница доверяет своему литературному рабу, который доверяет своей писательнице? Похоже, что сначала да, а потом уже нет.

Есть в этом фильме и другие измерения, например вопрос о творчестве, свободе творчества и его природе. Более того, ведь в фильме произносится очень важная фраза о том, что  кому нужен роман никому не известного писателя, в то время как произведение раскрученной писательнице скорее всего сразу станет бестселлером.

А писательница не пишет, потому что «ей некогда писать, ведь она всегда на презентациях и встречах», но без этих встреч не будет раскрученной писательницы. Как же быть?

и конечно же очаровательная аллюзия между образом писательницы и простушки.

И еще.. это фильм хорош также и тем, что дал мне еще один ключик к пониманию замечательной картины, которую я увидел год назад на прошлом ММКФ - "Организации сновидений" ведь Доминик Пинон играет и там, причем практически ту же роль.

p.s. спасибо J. за информацию
Previous post Next post
Up