Архив ПСИХО завершил свою работу

Aug 01, 2016 18:50

После этого проекта я свою кураторскую деятельность решила притормозить. В моем послужном списке пять кураторских проектов, два из них крупные, но при этом ни одной персональной выставки, за исключением проекта "Передвижной музей одной картины", о котором расскажу позже. Сосредоточусь на своей художественной деятельности, доведу до ума проекты "Новая бедность" и тот же "Психо" (там и каталоги, и презентации еще можно и нужно делать), впереди еще - следующие " Фем-уикенды" - достаточно много для человека, работающего на двух работах.

Что касается "Психо", то это получилась поп-выставка, она была интересна не только людям арт-тусовки, как это обычно бывает, но и просто зрителям (многие пришли благодаря анонсам в СМИ, спасибо пиару ЦТИ "Фабрика"). Оказалось, что тема личного и приватного все еще актуальна, хотя у меня было много сомнений до открытия: будут ли вообще интересны дневники практически неизвестных художников кому-то, кроме них самих и их друзей? Я была уверена, что обязательно возникнет этический вопрос: насколько позволительно погружаться в такой интимный материал, как дневник? Однако формат выставки-архива этот вопрос по всей видимости снял. Показательным был следующий момент: я принесла несколько своих дневников просто для интерьера, поставить на полку - их очень увлеченно читали, иногда от корки до корки, иногда цитировали разные приколы или задавали вопросы. Так я узнала, что та макулатура, которой я наполняю полки своей гардеробной (а дневники я веду с 13 лет), может быть кому-то интересна, несмотря на плохой почерк и странное содержание.

Про "Психо" записывали сюжеты на радио "Культура" и сетевом ТВ "Вечерняя Москва". Есть также разные анонсы и публикации, сохраню вот этот текст Анны Бутенко на ресурсе АртУзел.

Психо

31.07.2016

31 июля состоялся финисаж выставки «Психо» в рамках специальной программы Vой Московской международной биеннале молодого искусства.

Выставка реализована куратором Ильмирой Болотян в формате библиотеки-архива дневников художников, в которую может прийти каждый желающий в рабочие часы выставки и ознакомиться с наполняющими ее дневниками. В «библиотеке» два зала - открытого доступа и доступа по запросу. В маленьком зале доступа по запросу посетители обращаются к смотрителю библиотеки, чтобы получить дневник, в открытом же они могут неограниченно изучать выставленный на обозрение дневниковый материал. Все дневники каталогизированы на библиотечный манер, авторы в каталоге указаны, как положено в библиотеке, по алфавиту, с краткими аннотациями к их дневникам. Формат выставки стимулирует зрителя проявить активность: он самостоятельно изучает каталог, самостоятельно запрашивает у смотрителя или ищет на полке нужный дневник. На какой то отрезок времени у зрителя есть необычная для выставки возможность получить арт объект в свое эксклюзивное пользование.





Дневники представлены в массе в привычной форме тетрадей/книг, записи в которых изложены в хронологическом порядке, однако, есть и много дневников, к выбору формы и содержания которых художники отнеслись творчески: это художественные дневники (картины, графика, книги), видеодневники, дневники, являющиеся арт-объектами или сопровождаемые дополнительным визуальным материалом, содержанием их могут быть краткие и длинные истории, короткие неупорядоченные записки вплоть до того, что принято называть «потоком сознания», дневники могут представлять собой абстрактный визуальный материал, который посетитель вынужден и может интерпретировать на свое усмотрение, реальные и выдуманные дневники и реальные, представленные, как выдуманные.

Выставка дает возможность для посетителя удовлетворить свой исследовательский интерес или просто обыденное любопытство, заглянув в обычно скрытую от глаз ценителей искусства изнанку как творческого процесса, так и прочей вполне обыденной жизни художника. Таким образом выставка создает пространство для сближения художника и зрителя, пространство искренности, где художники предстают без масок и защит, а от зрителя ожидается осторожное и внимательное отношение к представленному материалу, включая как физические объекты -дневники, так и открывающийся перед ними внутренний мир человека.  Хотя цензура, также и в виде творческого подхода к созданию дневника, очевидно, присутствует в некоторых дневниках, многие представлены без купюр и специальной обработки. Через это простое и часто искреннее обнажение, особое звучание и ценность приобретают простые и обыденные материалы, действия, чувства и мельчайшие движения, зарисовки и записки на углах салфеток, подчеркивается тот факт, что важно все и ничто не исключено.



По словам куратора, выставка максимально сближает арт-объект (в виде дневника) и его автора-художника: «архивной единицей становится сам художник, но не благодаря своему «звездному» статусу или признанию экспертами, а только на основании проведения внутренней систематической интимной работы». Грань между личным-интимным и художественным, создаваемым на показ, размывается.

На время работы выставка открыта для приема новых дневников художников, таким образом, являясь живым, развивающимся во времени событием. Вероятно, она продолжит жить своей необычной жизнью и дальше,  накапливая собрание материала библиографического характера о художниках 10-20 годов двадцать первого века, полное значение которого будет возможно оценить только в будущем.



Текст: Анна Бутенко

Фото: Камилла Брызгалова

ПСИХО, публикации, курирую

Previous post Next post
Up