Весь список по этой ссылке:
http://aroundart.ru/2016/01/26/glavnye-raboty-2015/Ильмира Болотян «Нацинальная самоидентификация»
Москва, ВДНХ, в рамках выставки «Восток. Деконструкция», 18 сентября - 1 ноября
Фотографии предоставлены автором
Ильмира Болотян предложила зрителям выставки (она проходила в рамках VI Московской биеннале) по двум своим фотопортретам (анфас и в профиль) определить её национальность, а также ответить на вопросы, связанные с их выбором. В сопроводительном тексте подчеркивалось, что автор работы имеет «точно больше двух ответов» на вопрос, откуда она родом и где жила, и к тому же, «не обладает однозначной национальной идентичностью».
Социальный антрополог, крупнейший исследователь проблемы национализма Эрнст Геллнер любил повторять, что в современном мире националистами являемся мы все. Не потому, что исповедуем соответствующую идеологию, а потому, что воспринимаем мир как поделенный на национальные государства. Самоидентификация в категориях этничности, единого происхождения и культуры сегодня пришла на смену самоопределению в рамках геополитических блоков, а политическое противостояние времен холодной войны превратилось в «столкновение цивилизаций».
Категории цивилизационной и культурной общности претендуют на статус «естественных», универсальных и не подлежащих сомнению. Но одновременно с этим они обнаруживают свою инструментальную природу, поскольку служат оправданием вооруженных конфликтов, социального неравенства и дискриминации и легитимацией интересов тех, кто обладает монополией на власть, осуществляя ее «от имени народа». Идентичность нации при этом нередко складывается из набора мифологем, внутри которого недавние слова и поступки «национал-предателей» монтируются с произвольно выбранными фактами недавней истории, от которых перекидывается мост прямиком к татаро-монгольскому игу или крещению Руси. Национальная культура, подытоживает в одной из своих статей политолог Владимир Малахов, становится сегодня подобием знаковой конструкции, «договорным единством», «негласным “общественным договором”, выдаваемым за естественное состояние».
Работа Ильмиры Болотян - это и есть «конструктор идентичности», поиграть в который предлагается самому зрителю, собрав его в соответствии со своими догадками о происхождении монголоидной внешности художницы, ее восточного имени и фамилии со смутными армянскими корнями. Предложение подумать о том, кем могла бы работать обладательница подобной внешности, наверняка всколыхнуло в каждом засевшие в подсознании национальные стереотипы.
Национальная идентичность зачастую мыслится как статичное застывшее образование с неизбежной маргинализацией культурного «другого». Болотян выворачивает эту силовую логику наизнанку. Идентичность для нее становится вопросом конструирования различий, которые не мыслятся в терминах иерархии, соподчинения и исключения, но парадоксальными образом приобретают налет космополитизма, а нивелирование инаковости уступает место расширению пространства совместного. - В. Л.