Интервью Бориса Плотникова. КГ, май 2013
Кто такой.
Борис Григорьевич Плотников родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянске. Окончил Уральский государственный университет и Свердловское театральное училище - в 1970 году.
С 1970 по 1978 годы работал в Свердловском ТЮЗе, с 1978 года - на сцене Московского театра Сатиры, с 1988 года - в Центральном академическом театре Советской Армии. С 2002 года - в труппе МХТ имени А. П. Чехова.
В кино дебютировал в 1976 году в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», военной драме по повести Василя Быкова «Сотников». "Восхождение" - первый советский фильм, получивший «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, и почему современные фильмы о войне не пользуются популярностью.Фильм получил несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине в 1977 году, став первым (и одним из двух за всю историю) советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля - «Золотой медведь». Фильм также получил премию прессы и католического киноцентра.
Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны в оккупированной немцами Белоруссии, зимой 1942 года. Двое партизан, кадровый военный Рыбак и бывший учитель Сотников, отправляются из леса в село на поиски продовольствия для своего отряда, в котором есть женщины и дети. Их настигают немцы. В ходе ночной стычки с полицаями Сотников был ранен и пытается покончить с собой, но Рыбаку удается спасти его. Он на себе выносит раненого из леса и прячет в родной деревне, захваченной врагом. Рыбак встает перед тяжелым моральным выбором: спастись самому или попытаться оставить в живых своего товарища… Физически немощный Сотников выстоял против пыток и принял казнь, а Рыбак, на коленях моливший о пощаде, согласился стать полицаем.
Плотников известен также по роли доктора Борменталя в фильме «Собачье сердце», на его автографах для поклонников можно разобрать - «Доктор Борменталь».
- Когда-то, еще школьником, я посмотрел фильм «Восхождение», он произвел сильное впечатление. Вы встречали в жизни таких людей, как главный герой фильма - Сотников?
- Вы знаете, такие люди, как Сотников, проявляются в деле. Я слышал, что в таких сложных, экстремальных ситуациях люди могут так поступить. Но! О том, что сделал Сотников, мы узнаем из уст других людей, тех, кто об этом слышал. Понимаете? Само событие, подвиг, какое-то большое дело, которое человек делает искренне, а не для, извините, прессы, остается неизвестным. Оно сделано, и все. Есть какая-то фраза, я забыл, как там точно... Лучшая награда за благородное дело - это само дело. Вот смотрите, о деле Сотникова знает мальчик, знает Рыбак, жители деревни и знают немцы. И у каждого из них своя интерпретация этого поступка. Шепитько заставляет нас, зрителей, выбрать одну нравственную позицию. Но ведь могут быть и другие позиции. Поэтому ваш вопрос очень каверзный.
- Позиция Рыбака - это выжить любыми средствами. Но, с другой стороны, он же и Сотникова тащит на себе, он его тоже хочет спасти.
- Я бы чуть-чуть уточнил. Ведь смотрите, как все сложно. Человек делает выбор каждую секунду. Если помните, там есть такой эпизод. Рыбак и Сотников идут с партизанской стоянки, они хотят добыть какой-то провиант. Они выходят из лесу и вдруг Рыбак говорит: «Терпеть не могу одиночных заданий». Эта фраза много значит. Лариса Ефимовна Шепитько отстаивала эту фразу, хотела, чтобы она осталась в фильме. Из-за того, что в «Восхождении» такой большой объем - и эмоциональный, и интеллектуальный, не все это схватывают. Лариса Ефимовна считала, что будь другая ситуация, если бы Рыбак был с массой, с армией, он бы погиб как герой. Понимаете? А в данном случае была ситуация, которую этот человеческий тип не в силах разрешить. И он поступает по-другому. Смотрите, как он медленно отползает от решения проблемы. Но и Сотников не знал себя такого. Человек невоенный, интеллигентной профессии. И он попал в такую ситуацию. И еще неизвестно, кто как поступит... Тщедушный человек на костылях смог ответить бандиту кулаком, а другой, более взрослый человек, спрятался за угол и наблюдал за происходящим. Кто из нас станет наблюдателем, а кто борцом, героем? Неизвестно. Каждая ситуация порождает своих героев. Это и есть живая жизнь.
- Автор, задавая такой вопрос, разрушает границу между киногероями и зрителями.
- Да, да. Главное достоинство этого фильма - а там много достоинств - в том, что она притчевую ситуацию, а мы же понимаем, что евангельская притча, приближает к человеку. Петля набрасывается на каждого из нас. Кто-то наденет ее и пойдет дальше на Голгофу, а кто-то попытается как-то с ней жить даже, ведь есть и такой вариант.
- А вы знаете, что в прошлом году режиссер Сергей Лозница снял фильм «В тумане», тоже по Василю Быкову?
- Да, знаю.
- Эти фильмы созвучны. Кстати, и в «Тумане» играет артист из театра Коляды - Сергей Колесов. Тоже из Екатеринбурга. Такое совпадение... Но по своему резонансу «В тумане» не может сравниться с «Восхождением». Я смотрел его в кинотеатре, в абсолютно пустом зале. Почему?
- Время другое. Отношение к кинематографу другое. Это же не только искусство, но еще и производство. Много всего. Но в то время «Восхождение» тоже с трудом пробивало себе дорогу к зрителям. Дела пошли после того, как он съездил в Западный Берлин и получил там «Золотого медведя», то есть, его признали немцы, фашисты, будем так говорить. Он там шел в фестивальном кинотеатре - атмосфера была так наэлектризована, что казалось, будет слышно, как муха пролетит... Интересно, что Шепитько для Западноберлинского фестиваля не переводила фильм, а сделала субтитры. Поэтому весь русский текст остался. То есть, они слышали и видели, что с нами делалось в то время, что с людьми происходило. И вдруг они дали «Золотого медведя». А сейчас у нас время забалтывания. Важен не какой-то факт, а что о нем скажут, как оценят... Вот увидите, «В тумане» не получит отклика. Я думаю, сейчас и Тарковский не получил бы отклика. Хотя и в то время... Вот фильм «Зеркало» получил четвертую категорию, и было всего 13 копий на всю страну. Я жил тогда в Свердловске, фильм показывали на окраине в восемь утра, и мы ехали его смотреть.
- Так везде было, в Ростове в том числе.
- А я помню Ростов, я был здесь тридцать лет назад с «Театром Сатиры» на гастролях, мы месяц здесь жили. Помню театр в форме трактора, улицу, которая вела к рынку и церкви. Если к театру стать спиной, то надо направо идти.
- Сейчас можно пойти и налево, там тоже будут рынок и церковь.
- А Левбердон остался? Там есть жилье?
- Нет, там, так сказать, отдыхают.
- Тридцать лет назад нам говорили, что там скоро будет все застраиваться, поэтому нам надо успеть там побывать. Это было так давно.
- Там стадион собрались строить, хотя эта территория - зона потенциального подтопления и строить там нельзя.
- Не переживайте, будет у вас водный стадион.
- Все-таки, как вас нашла в Свердловске Шепитько?
- Вам не хватит пленки, если рассказывать все.
- Сейчас цифровая запись, так что хватит.
- Шепитько была человеком с характером, если она что-то сказала, а ей не пошли навстречу, то - «ну тогда ничего и не надо». Она долго искала актера на главную роль. Ей много советовали, она всех просматривала, включая самодеятельность. Она все - «нет, нет». А ей, что было редкостью в те времена, разрешили искать по всему Советскому Союзу. Ассистентка приехала, кстати, сюда, в Ростов. В ростовских театрах ей сказали, что актера, подходящего под ваше описание, у нас нет, но вот в Новороссийске в прошлом году на гастролях был Свердловский ТЮЗ, там вроде есть такой сумасшедший. Отсюда ассистентка поехала прямо в Свердловск. Это был август 1975 года. Ассистентка посмотрела на меня, выкрала одну мою фотографию в литературной части. По этой фотографии меня и взяли. Лариса Ефимовна рассказывала: «Вижу - какие-то люди в буденновках что-то кричат, а на заднем плане вижу чьи-то глаз и шею». Меня вызвали. Это было 13 октября 1975 года. К моему стыду я не знал, кто такая Шепитько, я даже не знал, что это женщина. Я прочитал повесть Быкова «Сотников» и даже предположить не мог, что мне предложат какую-то главную роль. Мне казалось, что герои повести много старше - по тем переживаниям, через которые они прошли. Мне казалось, что им должно быть около пятидесяти, а мне тогда было 26. Так что я думал, мне предложат роль какого-нибудь полуголодного человека из партизанского отряда... Дело в том, что в Свердловске была своя студия, она стабильно выпускала шесть фильмов в год. И там был принцип - главные роли играли актеры из Москвы или Ленинграда, а нам доверяли окружение... Помню, снимали какой-то очередной фильм - с Евстигнеевым в главной роли - и надо было найти ему это окружение. Всех мужчин выстроили, профессиональная киношница - как водится, с сигаретой в руках - меня первого вызывает: «Молодой человек, выйдите из строя!» Я думаю: ну хорошо, взяли. А она говорит мне: «Вы никогда в этот строй не вставайте, потому что вы не киногеничный». Сейчас это смешно, а тогда было трагедией. Но я с этим смирился.
- А это было задолго до «Восхождения»?
- Это был где-то 1973 год... И вдруг приходит приглашение на пробы фильма «Сотников»... И я поехал. Шепитько не было - она поехала выбирать натуру - по сюжету повести действие происходило в Белоруссии, но три года подряд там были теплые зимы. А должны были быть мороз и снег. Это было очень важно.
- А после фильма вы уже не возвращались в Свердловск?
- Наоборот, вернулся, хотел поспорить с пословицей о том, что нельзя возвращаться в одну и ту же реку дважды. Но возвращаться, действительно, нельзя, особенно в театральном деле. В ТЮЗе я проработал два года. И это было сложно.
- А потом сами уехали?
- Вы знаете, я никуда сам не уезжал. У меня сейчас четвертый театр, и в каждый из них меня приглашали. На мое счастье в Театре Сатиры в то время разрешили поставить пьесу Достоевского. Я проработал в Театре Сатиры десять лет. На мое счастье, Андрей Миронов тогда занялся режиссурой. Он поставил четыре спектакля, и в трех я был занят.
- Сейчас вас часто приглашают сниматься?
- Есть приглашения, но я отказываюсь. Другое поколение, другая терминология, другие понятия, все другое. Позавчера отказался. Читаю сценарий: бывший спецназовец спасает сына своего друга, который умер. Звоню режиссеру: «Вы представляете, как я выгляжу, какой из меня спецназовец. Я могу сыграть спецназовца, который бросил это дело 50 лет назад, усох и сидел по горло в болоте в течение последних 10 лет».
- А от какого предложения вы бы не отказались?
- Классика! Причем классика не осовремененная, не такая, где Евгений Онегин не бегает в трусах, к примеру. Но у меня есть отдушина - сейчас мне предложили записать на диск «Обыкновенную историю» Гончарова. Причем запись отдали мне на откуп - делайте, как считаете нужным. И это для меня большая радость.